Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Кумарила бхатта





(ок. 600–700) – индийский религиозный деятель и философ, один из крупнейших представителей "мимансы". С именем Кумарила Бхатты связаны многие стороны брахманистского ренессанса, и прежде всего победа ортодоксии над "буддизмом", непримиримым врагом которого Кумарила оставался на протяжении всей жизни. Основные произведения – «Шлокаварттика» («Критическое разъяснение в шлоках»), «Тантраварттика» («Критическое разъяснение учения»), «Туптика» («Малое толкование») и «Брихаттика» («Большое толкование») – представляют собой комментарии на "«Миманса-сутры»" и "«Миманса-сутрабхашью»".
    В острой полемике с буддистами Кумарила отстаивал непогрешимость Вед как единственного источника знания о "дхарме". В трактовке шрути Кумарила проявлял особый радикализм: по его мнению, все без исключения истинные положения, напр. установления Манусмрити, восходят к ведийским текстам. Если же ведийский аналог обнаружить не удается, то это означает лишь, что он утерян.
    С именем Кумарилы связана концепция "сватах-праманья" – априорной истинности каждого вида познания. Он полагал, что истинность сама по себе не требует проверки. Доказывать необходимо, напротив, наличие ошибки, допущенной в том или ином частном случае. Если бы знание не было истинным само по себе, то один его вид приходилось бы обосновывать посредством другого, другой – с помощью третьего, и так до бесконечности. Кумарила критиковал буддийское учение о всезнании (сарваджняна) будд и бодхисаттв, противопоставляя ему тезис о ведийском тексте, содержащем универсальное и абсолютно истинное знание в силу своей несотворенности. В контексте антибуддийской полемики Кумарила отстаивал и традиционную для мимансы реалистическую концепцию восприятия ("пратьякша"). По его мнению, восприятие имеет двухступенчатое строение: на первом, низшем уровне "индрии" запечатлевают предмет, а на втором происходит осознание его посредством понятия. Отнесение этой ступени познания к пратьякше свидетельствует о близости Кумарилы к старому представлению о последней как об эмпирическом несакральном знании вообще, выраженном еще в сутрах Джаймини. Одновременно Кумарила отрицал признаваемую некоторыми ортодоксальными школами возможность экстраординарного восприятия, т.е. тезис о том, что душа, достигшая освобождения, может созерцать настоящее и будущее. Эти философские построения имеют своей целью обосновать брахманистский ритуал, в противовес всем иным формам религиозности. Кумарила признает концепцию "мокши" как конечной цели обряда. Отвергая буддийские и джайнские представления об "ахимсе", он считает допустимым ритуальное убийство животных.
    Несмотря на победу ортодоксии над буддизмом, в произведениях Кумарилы звучит явный пессимистический мотив, связанный с его резко отрицательным отношением к остальным «ортодоксальным» школам: и санкхья, и йога, и вишнуизм, и шиваитская пашупата не менее чужды брахманистской традиции. Аргументируя свой тезис о существовании утерянных ведийских текстов, он с горечью отмечает, что в их исчезновении нет ничего невозможного. Потери шрути происходят постоянно, т.к. остается все меньше людей, которым доступен его смысл.
    А.В.Пименов
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia