Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Kpecкac





Хисдай (ум. ок. 1412) – еврейский богослов и философ, сановник при испанских дворах. Автор стихов и полемического трактата «Опровержение основоположений христианства» (1397–98). Главный труд – философское сочинение «Свет Господень» (Or Hashem, ок. 1410), 1-я, единственно написанная, часть – «Свеча Бога» (Ner Elohim), задуманная им как критика аристотелизма "Маймонида". Крескас отличает философию и веру от религиозного закона, утверждая, в противовес Маймониду, что вера, не будучи подвластна свободному выбору, не может быть заповедана, а является необходимой основой, без которой понятие заповеди немыслимо вовсе.
    В основе доктрины Крескаса лежат неаристотелевские представления. Он вводит определения места (как «отдельной величины») и времени (как меры постоянства, а не меры движения). Это делает возможной концепцию пустого пространства и времени, не зависящего от вращения сфер. Физика Крескаса основана на актуальности бесконечного, которая определяет и его метафизику, в которой Бог, непрерывно творящий вселенную, понимается как неисчерпаемое единство всех положительных атрибутов (в противоположность отрицательным атрибутам у Маймонида). Заметно влияние "каббалы" на Крескаса, особенно на его учение о бесконечном (хотя сам термин "Эйн Соф" у Крескаса отсутствует), и на его представление о Боге и об устремленности человека к единству с Ним. Идеи Крескаса оказали влияние на Пико делла Мирандолу, Дж. Бруно и Спинозу.
    Литература:
    
Wolfson H.A. Crescas’ Critique of Aristotle, 1929;
    Harvey W. Hisdai Crescas’ Critique of the Acquired Intellect, 1973.
    Л.Рохлина
    
    



Еще в энциклопедиях