Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Конфуций





(латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы – «Учитель Кун»; Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (552/ 551, Цзоу в царстве Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун) – 479 до н.э., там же) – первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель "конфуцианства". Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысяч учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей – «обучения вне зависимости от рода» обучаемого и предполагала минимальную плату – «связку сушеного мяса». В 50 лет, «познав небесное предопределение», Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 до н.э. он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину. Путешествуя с ближайшими учениками в течение тринадцати лет по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.
    Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего "«Шу цзин»" и "«Ши цзин»". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированностъ. Творцами культуры Конфуций считал «святых-совершенномудрых» (шэн) правителей полуреальной, полумифической «древности» (гу), что позволило ему трактовать «культурность» (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали – разные проявления единого «Пути» ("дао") человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот «Путь» поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале – чиновниками), чье наименование – «жу» – стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций – титулатуру, приравнивавшую его к «совершенномудрым» правителям древности («су ван» – «некоронованный царь» или «подлинный властелин»).
    Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5–4 вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен "«Лунь юй»" («Суждения и беседы»), содержащем высказывания на разные темы самого Конфуция, его учеников и их последователей. Конфуцию также приписывается авторство философских комментариев, входящих в "«Чжоу и»", и первой летописи «Чунь цю» («Весны и осени»). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистическое «безмолвное» Небо ("тянь"). Ниспосылаемое им «предопределение» ("мин") может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать «благородным мужем» (цзюнь цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус. Антагонист «благородного мужа» – «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «выгодой», а не «должной справедливостью» (и), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т.е. «благодати/добродетели» ("дэ"), свободный («безорудийный» – бу ци) «благородный муж» господствует над зашоренным («орудийным») «маленьким человеком», как ветер – над травой. В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к которой сводятся и экзистенциальные проблемы («еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религиозные («еще не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические (знание – это «знание людей»). Человеческую «природу» (син) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки»). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности ("ли")», результатом чего становится торжество «гуманности» ("жэнь") в Поднебесной. «Благопристойность» («внешняя», ритуализованная этико-социальная норма) и «гуманность» («внутренняя» морально-психологическая установка на «любовь к людям») составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории – «благодать/добродетель», «должная справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун, см. "Чжун шу") и др. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн – «золотая середина», см. "«Чжун юн»") и «взаимности» (шу – «золотое правило морали», см. "Чжун шу"). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию «выправления имен» ("чжэн мин"), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным – «словом и делом» (мин – ши, ср. учение "мин цзя"). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм – этико-ритуальной благопристойности и церемониальной музыки (юэ) – над любыми иными видами регуляции общественной жизни (административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным), которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами – соответственно "легизмом", "мо цзя", даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенномудрого» – сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1960-е гг. Однако в 1980-х гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан Научно-исследовательский институт по изучению Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальный сборник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).
    Сочинения:
    
Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн («Суждения и беседы» с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955;
    Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910;
    Древнекитайская философия, т. 1–2. М., 1972–73;
    Кобзев А.И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис. – В кн.: Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986;
    Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943;
    Legge J. The Chinese Classics, v. 1. Hong Kong, 1960.
    Литература:
    
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982, с. 3–45;
    Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987;
    Малявин В.В. Конфуций. М., 1992;
    Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1993;
    Конфуций. Я верю в древность. М., 1995;
    Ши Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей Конфуция). Шанхай, 1982;
    Куан Ямин. Кун-цзы пин чжуань (Критическая биография Конфуция). Нанкин, 1990;
    Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о Конфуции). Шэньян, 1990;
    Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931;
    Creel H.G. Confucius, the Man and the Myth. N.Y., 1949;
    Fingarette H. Confucius: the Secular as Sacred. N.Y., 1972;
    Dawson R. Confucius. Oxf., 1981;
    Hall D.L., Ames R.T. Thinking through Confucius. N.Y., 1987.
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia