Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Константин-кирилл философ





(ок. 827, Салоники – 14 февраля 869, Рим) – создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Знатного происхождения, был взят ко двору византийского императора Михаила III, получил образование в Магнаврской академии у Льва Математика и патриарха Фотия. Уклонившись от светской карьеры, принял духовное звание и стал библиотекарем при храме Св. Софии Константинопольской. В 860–861 вместе с Мефодием совершил миссионерскую поездку в Хазарию. По пути останавливался в Крыму, где обрел мощи св. Климента папы Римского, перенесенные им впоследствии в Рим. Принимал участие в диспутах с иконоборцами, арабскими мусульманами, иудейскими богословами. В 863 по приглашению князя Ростислава «солунские братья» посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на славянском языке. Вместе с соратниками Климентом, Наумом, Саввой, Гораздом, Ангеларием трудились над переводами с греческого богослужебных текстов. Отозванные в Рим, в полемике со сторонниками «триязычной ереси» (признававшими сакральное значение лишь за еврейским, греческим и латинским языками) отстаивали равенство всех языков и народов. Папа Адриан II разрешил им распространение канонической литературы и церковную службу на славянском языке. Вскоре Кирилл умер и был погребен в крипте церкви Св. Климента, где его мощи почитаются до сего дня. Кирилл и Мефодий канонизированы православной и католической церковью, считаются духовными покровителями Европы, в их честь воздвигнуто много храмов, день памяти 24 мая (по н. ст.) отмечается в Болгарии, России и др. странах как день славянской письменности и культуры. Творческое наследие Кирилла включает избранные переводы Священного Писания и собственные творения, сохранившиеся на греческом, славянском, латинском языках. Кирилло-мефодиане посвящено более 2 тыс. публикаций. В православной культуре Slavia orthodoxa Кирилл получил звание философа, ставшее частью его имени, за глубокие в ней познания, ее преподавание и первое на славянском языке определение философии, которое гласит, что она есть «Божиам человечям вещем разум, елико может человек приближитися Бозе, яко Детелию учить человека, по образу и по подобию быти сътворшему его» (Рук. 15 в. РГБ, МДА. ф. 173, № 19, л. 367 об.). Эпизод из отроческой биографии, описанный в виде пророческого сна, повествует о том, как юный Кирилл избирает себе в невесты Софию Премудрость, сияющую неземной красотой. Духовное обручение с ней будет трактоваться в православной софиологии как основополагающий мистический акт сопричастия к высшей форме постижения бытия не рациональным рассудочным, но внутренним сокровенным путем сердечного познания. Константин-Кирилл со времен Древней Руси становится образцом православного философа, его образ как просветителя, подвижника, мудреца повлиял на всю последующую историю отечественной философской мысли.
    Источники:
    
Жития Кирилла и Мефодия. М. – София, 1986;
    Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930;
    Сказания о начале славянской письменности, вступ. статья, пер. и комм. Б.Н.Флори. М., 1981.
    Литература:
    
Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. ч. 1–2. СПб., 1868–71;
    Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984;
    Верещагин Е.М. У истоков славянской философской терминологии. – «Вопросы языкознания», 1982, № 6;
    Кирило-Мефодиевска енциклопедия в 3 т., т. 1. София, 1985;
    Danti A. L’itinerario spirituale di un santo: della saggezza alla Sapienza. Note sul cap. III Vita Constantini. – Константин-Кирил Философ. София, 1981;
    Grivec F. Konstantin und Methodius, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960;
    Ševćenko J. The Definition of Philosophy in the Life of Saint Constantin. – For Roman Jacobson. The Hague, 1956.
    M.H.Громов
    

    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia