Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Кирилл Александрийский





(Κύριλλος ὁ ’Αλεξανδρείας ἀρχιεπίσκοπος) (ум. 444, Александрия) – греческий церковный деятель и богослов. С 412 – архиепископ Александрийский. Был полновластным главой христианской церкви в Египте и непримиримым борцом за первенство александрийского патриархата над другими епископскими кафедрами Востока (Константинополь, Антиохия). Отличался крайней нетерпимостью к инакомыслящим: активно преследовал новациан (гетеродоксальное христианское течение) и евреев; по-видимому, был причастен к расправе над Ипатией. Опирался в своей деятельности на массы египетского монашества. После 428 выступил основным противником константинопольского патриарха Нестория и его христологического учения. На Эфесском соборе в 431 добился осуждения Нестория. Причислен к лику святых.
    Кирилл – один из наиболее значительных богословов своего времени, продолжатель традиций Александрийской школы, создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи "Афанасия Александрийского", "каппадокийцев" и Аполлинария Лаодикийского. Он автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Многие его произведения имеют полемический характер. Комментарии Кирилла на книга Ветхого Завета являются типичным образцом аллегорического метода, культивировавшегося в рамках Александрийской школы. Среди новозаветных комментариев наибольшее значение имеет «Толкование Евангелия от Иоанна» (4-е Евангелие оказало определенное влияние на христологию Кирилла). Кириллу принадлежит одна из последних по времени христианских апологий – «О святой христианской религии против безбожного Юлиана» (сохранилась не полностью); на основании этого труда можно реконструировать значительную часть трактата императора Юлиана «Против галилеян». Произведения Кирилла, посвященные собственно догматической проблематике, можно разделить на ранние (до начала полемики с Несторием), посвященные гл.о. тринитарной проблеме и полемике с арианами («Сокровищница», «О святой и неразделенной Троице» и др.) и воспроизводящие аргументацию Афанасия Александрийского и каппадокийцев, и написанные после 428. Почти все труды этого периода связаны с полемикой против Нестория и затрагивают христологическую проблематику («Главы (или анафематизмы)», «Схолии о воплощении Единородного», «О правой вере», «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей», «О том, что един Христос» и др.). В своем христологическом учении Кирилл в противоположность антиохийской христологии (Диодор Тарсийский, Федор Мопсуэстийский, Несторий, "Феодорит Кирский" и др.), ставившей акцент на строгом различении божественной и человеческой природы Христа, энергично настаивал на его единстве. Божественная и человеческая природа, по Кириллу, соединяется и образуется «единая воплотившаяся природа Бога-Слова» (μια γύσις του θεου Λῲγου σεσαρκομένη – формула, приписывавшаяся Афанасию Александрийскому, но на самом деле принадлежавшая Аполлинарию Лаодикийскому). Человеческая плоть, воспринятая Божественным Словом, стала плотью самого Бога. Поэтому Кирилл отказывается приписывать человеческие качества и действия Христа (включая страдания и крестную смерть) исключительно его человеческой природе. Сам Бог страдал и был распят на кресте. Поэтому и «Богородица» – наиболее точное наименование Девы Марии (антиохийские богословы предпочитали называть ее Христородицей). Кирилл не отрицал человеческой природы Христа, но полагал, что она не может быть выделена как нечто самостоятельное и отличное от его божественности.
    Посмертная судьба христологического учения Кирилла достаточно сложна. Хотя христологическое определение Халкидонского собора 451 во многом противоречит христологии Кирилла, авторитет его личности в Церкви оставался непререкаемым, а влияние его христологии возрастало (решения V Вселенского собора 553, богословие "Леонтия Византийского", "Иоанна Дамаскина" и др.). В то же время противники Халкидонского собора (монофизиты) заявляют себя прежде всего продолжателями богословия Кирилла (Диоскор Александрийский, Тимофей Элур, Север Антиохийский и др.).
    Сочинения:
    
MPC t. 68–77;
    Dialogues sur la Trinité, v. 1–3, ed G. M. de Durand. P., 1976–1978 (Sources Chrétiennes, t. 231, 237, 246);
    Deux dialogues christologiques, ed. G.M. de Durand. P., 1964 (Sources Chrétiennes, t. 97);
    Contre Julien, v. 1–2, ed. P.Burguiere, P.Evrieus. P., 1985 (Sources Chrétiennes, t. 322);
    Lettres festales, v. 1–2, ed. L.Arragon etc. P., 1991–1993 (Sources Chrétiennes, t. 372, 392);
    Творения, т. 1–15. M., 1889–1912.
    Литература:
    
Лященко Т. Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913;
    Вишняков А. Император Юлиан Отступник и полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908;
    Флоровский Г.В. Византийские отцы V–VIII вв. М., 1992, с. 43–73;
    Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997;
    Шабуров Н.В. Кирилл Александрийский и герметизм. – «Мероэ.», 1989, вып. 4, с. 220–227;
    Rehrmann A. Christologie des hl. Cyrill von Alexandrien. Hildesheim, 1902;
    Hebensperger J.H. Die Denkwelt des hl. Cyrill von Alexandrien: Eine Analyse ihres philosophischen Ertrags. Münch., 1924;
    Du Manoir de Juaye H. Dogme et spiritualité chez Saint Cyrille d’Alexandrie. P., 1944;
    Kerrigan A. St. Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952;
    Diepen H.M. Aux origines de l’antropologie de Saint Cyrille d’Alexandrie. P., 1957;
    Wilken R.L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria’s Exegesis and Theology. N.Haven – L., 1971;
    Malley W.H. Hellenism and Christianity: The Conflict between Hellenic and Christian Wisdom in the Contra Galilaeos of the Julian the Apostate and the Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. Roma, 1978.
    H.В.Шабуров
    
    



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia