Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Лу цзююань





(Лу Сяншань, Лу Цзыцзин) (26 марта 1139, Цзиньси провинции Цзянси – 10 января 1193, Цзинмэнь провинции Хубэй) – китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в "неоконфуцианстве" – Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школы, или, неточно, "синь сюэ" («учение о сердце»). Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. Был другом и одновременно основным оппонентом "Чжу Си", ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16–17 вв. доктрине "Ван Янмина" (хотя сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать свою связь с учением Лу Цзююаня). Парадоксальное совпадение гонений в 1529–67 на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня (в 1530 он был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев) отразило конкретно-историческую ситуацию идейного торжества их школы, которое во 2-й пол. 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.
    Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: «Вселенная – это мое сердце, мое сердце – это вселенная». Поскольку психика («сердце» – "синь") любого человека содержит в себе, по Лу Цзююаню, все «принципы» ("ли") мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность – автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктринальной ученостью: «Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?» Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм (см. "Чань школа"). Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки «Великого предела» ("тай цзи") с даосской доктриной «Беспредельного/предела отсутствия» (у цзи).
    Сочинения:
    
Сяншань цюань цзи (Полн. собр. соч.), в изд.: Сы бу бэй яо, Цзы, № 59. Шанхай, 1934;
    Лу Сяншань вэнь цзи (Собр. литературных творений), ред. Фукуда Сигэру. Токио, 1972;
    Лу Цзююань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1980;
    Chan Wing-tsit, A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N.J.), 1963, p. 572–77.
    Литература:
    
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 73–81 и др.;
    Ху Чжэфу. Лу Ван чжэсюэ бянь вэй (О тонких различиях между философиями Лу [Цзююаня и] Ван [Янмина]). Тайбэй, 1966;
    Чжан Ливэнь. Лу Цзююань. – В кн.: Чжун-го гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая), т. 3, кн. 1. Цзинань, 1981;
    Ся Чжэньтао. Лу Цзююань дэ «синь сюэ» поуси (Разъяснение «учения о сердце» Лу Цзююаня). – «Чжунго чжэсюэ ши яньцзю», 1981, № 4;
    Инь Сели. Лунь Лу Цзююань юйчжоугуань дэ тэдянь (Об особенностях космологии Лу Цзююаня). – Там же, 1982, № 2;
    Чэнь Гаохуа. Лу сюэ цзай Юань дай (Учение Лу [Цзююаня] в эпоху Юань). – В кн.: Чжунго чжэсюэ (Китайская философия), в. 9. Пекин, 1983;
    Cudy L.V.L. The Philosophy of Lu Hsiang-shan, a Neo-Confucian Monistic Idealist. – «Union Theological Seminary D.Th.», v. 1, 2. Ν. Υ., 1939 (typescript);
    Huang Siu-chi. Lu Hsiang-shan: a Twelfth Century Chinese Idealist Philosopher. New Haven, 1944.
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia