Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Ли





-принцип (кит., букв. – закон, правило, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум, ноумены) – одна из основополагающих категорий классической китайской философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков «поле» и «почва») или прожилок на яшме, пучков волокон растений («узорной фактуры») и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения иероглифа «ли» обусловили его терминологический смысл: упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущие отдельной вещи и всему сущему, в т.ч. явлениям духовной жизни. В китайском буддизме использовался для передачи терминов "«сиддханта»", "«хету»", «нидана» (см. "«Пратитья-самутпада»"), "«прамана»".
    Как философской категории «ли» с самого начала были присущи три основных смысла: физический, метафизический и антропологический. В физическом смысле ли – это внешние чувственные свойства вещей, определяющие их «формы» (син), чему в современном языке соответствует термин «у-ли-сюэ» – «физика» (букв.: учение о принципах вещей). В метафизическом смысле ли – это внутреннее «незримое» устройство предметов и явлений, соответствующее "дао" и делающее их познаваемыми. В антропологическом смысле ли – фундаментальная трансперсональная характеристика человеческого «сердца», т.е. психики (синь), скоординированная с «должной справедливостью» ("и"). Как фактор познания ли перестает быть чувственным атрибутом мира вещей и, напротив, становится оппозиционным всякой чувственности. Антропологический смысл ли в современном языке нашел выражение в термине «синь-ли-сюэ» – «психология» (букв.: учение о принципах сердца).
    В философском контексте ли употребляется по крайней мере с 4 в. до н.э.: так, в "«Ли цзи»" и «Си цы чжуани» «небесные знаки» (тянь вэнь) коррелируют с «земными принципами» (ди ли; см. "Тянь"), откуда происходит современный термин «география» (ди-ли). Важным этапом терминологизации ли стали в 5–3 вв. до н.э. учения Mo Ди, поздних моистов, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и Хань Фэя. У "Mo Ди" ли, противопоставляясь «беспорядку, хаосу» (луань), идентифицируется с «порядком» (чжи) как универсальной основой правильных «поступков» (син) и «высказываний» (цы). У поздних моистов (см. "Mo цзя") термин «ли» приобрел протологический смысл различителя «имен и реалий» (мин – ши), «истины и лжи» (ши – фэй) и стал наименованием одной из трех, наряду с «основанием, причиной» (гу) и «подобием, однородностью» (лэй), характеристик правильного высказывания – его «взрашенности» (чан), т.е. построенности. "Мэн-цзы" употреблял ли как этическое понятие – критерий, правило, основание нравственности. "Сюнь-цзы" сближал значения ли-принципа и его омонима – "ли"-благопристойности: воздействием соответствующих норм «обрабатывается», «обтесывается» исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных «принципов» сущего. Хань Фэй (см. "«Хань Фэй-цзы»") указывал на вселенскую универсальность ли как «знаков/культуры (вэнь) формирования вещей». Дальнейшая разработка данного термина связана с философией "сюань сюэ", особенно с учением "Ван Би", который отождествил ли с «отсутствием/небытием», как первичной, универсальной и законосообразной сущностью дао. Принципы, представляющие мир отсутствия/небытия, он считал конститутивными компонентами вещей, т.е. мира наличия/бытия, и противопоставлял делам, что явилось терминологической новацией. Эта оппозиция «принципы – дела» получила развитие в учении буддийской "Хуаянь школы", где мир ноуменальных сущностей, сводимый к абсолюту ("татхата") в виде пустоты ("шуньята") или «единого сознания» (и синь), определялся термином «ли», а мир феноменов – «ши».
    Буддийская понятийная интерпретация повлияла на "неоконфуцианство", в котором ли стало основной категорией, определившей само его название как «учения о принципе» (ли сюэ). Специальную разработку категории «ли» в неоконфуцианстве начали братья "Чэн Хао" и "Чэн И", а завершил "Чжу Си". Под ли стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру. Совокупность всего множества «принципов» отдельных вещей образует «Великий предел» ("тай цзи") – первосущность и первоисточник ли, оформляющих аморфную «пневму» ("ци"), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. Ли рассматривалось как логически первичное по отношению к ци начало, хотя его онтологическая первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, ли и ци неотделимы друг от друга и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианцы считали ли также этическим началом, содержащим пять основных нравственных норм («пять постоянств», у чан): «гуманность» ("жэнь"), «должную справедливость» (и), «благопристойность» (ли), «мудрость» ("чжи") и «благонадежность» ("синь"). Данный тезис и толкование ли как изначальной и первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этическое наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению которого цель человека – выявить в себе исходно благую природу, «небесные принципы» (тянь ли) и избавиться от пагубных «человеческих страстей» (жэнь юй, см. "Тянь"). В философии другого ведущего направления в неоконфуцианстве, школы "Лу Цзююаня""Ван Янмина", ли считается принадлежащим сфере психики, сознания («сердца») так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, ориентированных на эмпиризм и оппозиционных как экстравертной чжусианской ортодоксии, так и интровертному янминизму, ли считалось производным от ци-пневмы ("Ван Фучжи", "Дай Чжэнь", Янь Юань, Ли Гун и др.).
    В синологической литературе предпринимались попытки истолковать противопоставление ли – ци как оппозицию соответственно идеального и материального.
    Литература:
    
Антология мировой философии. М., 1969, с. 196–204, 206–39, 251–59;
    Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973, с. 226, 239–55;
    Янгутов Л.Е.Философское учение школы хуаянь. Новосибирск, 1982, с. 34–44;
    Торчинов Е.А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства. – В кн.: Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982;
    Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека. – В кн.: Конфуцианство в Китае. М., 1982;
    Кобзев А.И.Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;
    Тан Цзюньи. Лунь чжунго чжэсюэ сысян ши чжун «ли» чжи лю и (О шести значениях «ли» в истории китайской философской мысли). – «Синь я сюэбао», 1955, т. 1, № 1;
    Вэй Чжэнтун. Чжунго чжэсюэ цыдянь дацюань (Полный словарь китайской философии). Тайбэй, 1989, с. 479–86;
    Chan Wing-tsit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle. – «Tsing Hua Journal of Chinese Studies», 1964, v. 4, N 2;
    Wittenborn A. Li Revisited and Explorations. – «The Bulletin of Sung – Yuan Studies», 1981, N 17 (N.Y., 1982).
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях