Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Ли





-благопристойность (кит., букв. – этико-ритуальные нормы, этикет, этика, ритуал, церемонии) – одна из центральных категорий китайской философии, гл. о. "конфуцианства", сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал». Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли» роднит его с онтологическим понятием «ти» («тело», «строй», «сущность», «субстанция») – графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия «ли», которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тысячелетия до н.э. воздействие ли считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование.
    В древнейших письменных памятниках ("«Шу цзин»" и "«Ши цзин»") иероглиф «ли» обозначал обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. "Конфуций", теоретически осмыслив понятие «ли», превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли»; «Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность ("жэнь")... Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли» ("«Лунь юй»"). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания ли статуса общегносеологического норматива: «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений» («Лунь юй»).
    Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5–3 вв. до н.э. концепция ли превратилась в центральную мишень антиконфуцианских выпадов со стороны конкурировавших с ним философских школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конфуцианской «благопристойности» с позиций гедонистического следования природному естеству (напр., «Чжуан-цзы»). В раннем даосизме ли представлено как результат последовательной деградации "дао", затем «благодати/добродетели» ("дэ"), «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» ("и"), источник утраты «верности» (чжун, см. "Чжун шу") и «благонадежности» ("синь") («Дао дэ цзин»). Моисты (см. "Mo цзя") с позиций социально-экономического утилитаризма и понимания ли как «почтительной осторожности» (цзин) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной ли, ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм («Мо-цзы»). Легисты (см. "Легизм"), также отвергая ли как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули административные принципы и юридические законы (фа) (напр., «Шан цзюнь шу»).
    Двузначность ли как «этики» и «ритуала» позволила двум главным последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве – "Мэн-цзы" и "Сюнь-цзы" – по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутреннее моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной «доброты» человеческой «природы» ("син") и полагая определяющим фактором специфики человека «отказывающее [себе] и уступающее [другому] сердце ("синь")», Мэн-цзы назвал этот фактор «началом ли», а само ли определил как «благоговеющее и почтительно-осторожное сердце», «исконно присущее» человеку. Сюнь-цзы же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие ли, правила которого были установлены в обществе древними «совершенномудрыми» (шэн) для обуздания «злой» человеческой «природы»; эти правила являются источником «культуры» (вэнь).
    В собрание основополагающих текстов конфуцианства – "«Ши сань цзин»" («Тринадцатиканоние») входят три специально посвященных ли произведения: "«Чжоу ли»" («Этико-ритуальные нормы [эпохи] Чжоу»), «И ли» («Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы»), "«Ли цзи»" («Записки об этико-ритуальных нормах»). В последнем из них категории «ли» придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина «"ли"-принцип».
    Сформулированное в «Ли цзи» учение о ли образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре. Категория ли, войдя в один ряд с такими основополагающими общекультурными и философскими понятиями, как «гуманность», «должная справедливость», «разумность» ("чжи") и «благонадежность», стала выражать идею универсального – социального, этического, религиозного и культурно-цивилизационного – норматива.
    Универсальность понятия «ли» давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Напр., Ли Гоу (11 в.) определял ли как «фокус человеческого дао», «основу научения [молодого] поколения», а названные выше четыре категории – как «другие имена ли». Главный создатель «учения о принципе» (ли сюэ) "Чжу Си" назвал ли «ограничительным узором» (цзе вэнь) «небесного принципа» (тянь ли): здесь иероглиф «вэнь», выражающий сложное понятие «знаки/письменность/культура», употреблен с акцентом на исходное значение «узор». Этот «[культурный] узор этико-ритуальных норм (ли вэнь) рисует небесный принцип», с тем чтобы его могли «видеть люди» и использовать в качестве надежного «мерила» при «научении». Представитель альтернативного «учению о принципе» «учения о сердце» (синь сюэ) "Ван Янмин" еще более определенно заявил о тождестве ли и «принципа»: последний недоступен наблюдению, но находит проявление в «знаках/письменности/культуре», являясь с вэнь «единой вещью».
    Вплоть до нач. 20 в. конфуцианизированная культура Поднебесной самоопределялась как основанная на ли («государство ритуала и музыки»); таковой же начиная с 17 в. (времени появления в Европе сообщений первых христианских миссионеров, делавших упор на «китайские церемонии») она виделась на Западе.
    Литература:
    
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972, с. 142–74; т. 2, М., 1973, с. 100–10, 174–81;
    Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978, с. 391–94, 400–03;
    Сыма Цянь. Исторические записки, т. 4. М., 1986, с. 60–69;
    Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988;
    Tu Wei-ming. The Creative Tension between Jen and Li. – «Philosophy East and West», 1968, v. 18, N 1–2;
    Cua A.S. Dimensions of Li (Propriety): Reflections on an Aspect of Hsun Tzu's Ethics. – Ibid., 1979, v. 29, N 4;
    Id. Li and Moral Justification: A Study in the Li Chi. – Ibid., 1983, v. 33, N 1.
    См. также лит. к ст. "«Ли цзи»".
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях