Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Евсевий кесарийский





, Евсевий Памфил (Εὐσεβιος) (ок. 260–340) – греческий церковный деятель, историк и богослов, «отец христианской историографии»; епископ Кесарии Палестинской. Находился под большим воздействием "Оригена". Когда начались тринитарные споры, занял полуаринскую позицию. Был близок к императору Константину и пользовался его постоянной поддержкой. Евсевию принадлежит большое количество трудов, посвященных апологетике, церковной истории, полемике, библейской экзегезе, церковной географии и др. («Хроника», «Церковная история», «Приуготовление к Евангелию», «Доказательство в пользу Евангелия», «История палестинских мучеников», «Против Иерокла», «Против Маркелла», «Ономанистикон», «Похвала Константину», «Жизнь Константина», «Пророческие эклоги», «Евангельские вопросы» и др.). Среди собственно богословских сочинений выделяется обширное «Приуготовление к Евангелию» (Preparatio Evangelica), содержащее продуманную концепцию духовного развития человечества (как евреев, так и язычников) дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. Наиболее известное произведение Евсевия – «Церковная история» – выдающийся памятник историографии, ценнейший источник по истории первых веков христианства, и в то же время памятник богословской мысли. События ранней христианской истории предваряют, по Евсевию, наступление Константиновской эпохи, когда возникает христианская империя, чья судьба неотделима от судьбы Церкви, а призвание заключается в обращении в христианство всего человечества. Евсевий выступает, т.о., родоначальником концепции священной «христианской державы», ставшей основой византийской церковно-политической идеологии.
    Сочинения:
    
Werke. hrsg. von J.С.Hinrichs, Bd. 1–8. Lpz., 1906–56;
    Histoire ecclésiastique, ed. G.Bardy, t. 1–4. P., 1955–87 (Sources Chrétiennes, t. 31, 41, 55, 73);
    La Préparation Évangelique, ed. par E. des Places, t. 1–9. P., 1974–91 (Sources Chrétiennes, t. 206, 228, 262, 266, 215, 369, 292, 307, 338);
    Contre Hierocles, ed. E. des Places. P., 1986 (Sources Chrétiennes, t. 333);
    в рус. пер.: Соч. M., 1849–58, т. 1–2;
    Церковная история. М., 1993;
    Жизнь блаженного василевса Константина. М, 1998.
    Литература:
    
Розанов Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889;
    Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в. СПб., 1903;
    АверинцевС.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. – В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 266–285;
    Брагинская Н.В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского.– Там же, с. 286–306;
    Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998;
    Lawlor H.J., Oulton E.L. Eusebius Bishop of Caesarea: The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine. L., 1928, t. 1–2;
    Laqueur R. Eusebius als Historiker seiner Zeit. В., 1929;
    Berkhof H. Die Theologie des Eusebius von Caesarea. Amst., 1939;
    Wallace-Hadrill D.S. Eusebius of Caesarea. L., 1960;
    Grant R.M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980;
    Barnes T.D., Constantine and Eusebius. Cambr. (Mass.), 1981;
    Goedecke M. Geschichte als Mythos: Eusebs Kirchengeschichte. Bern, 1987;
    Eusebius, Christianity and Judaism, ed. H.W.Attridge, G.Hata. Leiden, 1992.
    H.В.Шабуров
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia