Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Дришти-сришти-вада





(санскр. dṛṣṭi sṛṣṭi vāda, букв. – учение о видении, [равнозначном] творению) – направление в рамках "адвайта-веданты", основные идеи которого заложены в трудах последователей "Шанкары" – Сурешвары (8 в.) и Сарваджнятмана (10 – нач. 11 в.). Крупнейшим представителем дришни-сришти-вады был ведантист Пракашананда (16 – нач. 17 в.), автор трактата «Сиддханта-муктавали». Трактуя "майю" как абсолютно иллюзорную, Пракашананда считал, что в адвайте не может идти и речи о какой бы то ни было причинности, т.к. существование объектов целиком сводится к их воспринимаемости. Множественность душ для него была совершенно иллюзорной, а весь мир в конечном счете оказывался порождением одного-единственного сознания. Если направление «виварана» в послешанкаровой адвайте сделало ряд шагов в сторону сближения с "санкхьей", то солипсистская по своему духу концепция дришти-сришти-вада знаменует вторую крайнюю точку в развитии адвайты, почти смыкаясь с положениями буддийской "виджняна-вады".
    Н.А.Исаева
    
    

Еще в энциклопедиях