Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Вэнь у





(кит. письменность/культура – воинственность) – пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели "инь ян". Доминирующий элемент этой оппозиции – категория «вэнь», имеющая широкий спектр значений: «культурность», «цивилизованность», «гражданский», «гуманитарный», «литература», «изящная словесность», «письмена», «письменные знаки». В самом широком значении вэнь – явленная упорядоченность, исходящая от природы. Этимологическое значение – «узор», «орнамент» – восходит к обозначению раскраски и татуировки, отличавших «культурные» племена. Согласно философичному приложению к «"Чжоу и"» – «Си цы чжуани» («Комментарий привязанных слов», ок. 4 в. до н.э.), «узоры» (вэнь) созерцаются в небе (I, 2), т.е. обусловлены Небом ("тянь")как высшим природным началом (ср. современное тяньвэньсюэ – астрономия, буквально «наука о небесных узорах»). Там же «узоры (вэнь) Неба и Земли», т.е. знаки природной упорядоченности, связаны с «образами» (графическими символами «Чжоу и»), посредством которых «совершенномудрый» «достигает предела глубочайшего и постигает мельчайшее» (I, 10). В "конфуцианстве" вэнь – воплощение мудрости «совершенномудрых» государей древности (см. "Шэн"), подлежащее хранению и передаче. В «"Лунь юе"» (VII, 26) вэнь – одна из четырех «дисциплин», которым обучал "Конфуций", наряду с «действием» (син, см. "Чжи-син"), «преданностью» (чжун, см. "Чжун шу") и «благонадежностью/доверием» ("синь"). Конфуций противопоставлял «культурность» (вэнь) «естественности/природности» (чжи): «победа» над вэнь приводит к «дикости», тогда как подавление «естественности/природности» способно сделать из человека не более чем чиновника; лишь равновесие «культурности» и «естественности/природности» превращает личность в «благородного мужа» ("цзюнь цзы") («Лунь юй», VI, 16).
    Предпосылки дихотомии вэнь – у содержатся в конфуцианских канонах (см. «"У цзин"»), где титулы основателей династии Чжоу (11–3 вв. до н.э.) Вэнь-вана («Царь Культуры») и У-вана («Царь Воинственный») составляют пару Вэнь – У, которая применяется как обобщающее обозначение этих «совершенномудрых» правителей и их духовного наследия. Считается, что Вэнь-вана отличало внимание к этико-ритуальной стороне жизни общества и интерес к традиционному знанию – ему, в частности, приписывается создание гексаграмм (см. "Гуа") «Чжоу и»; его наследник У-ван одержал военную победу над династией Шан-Инь. В одном из основополагающих трактатов школы «военных философов» – "бин цзя", «Сунь-цзы бин фа» («Военное искусство Сунь-цзы», (5–4 вв. до н.э.), сформулирована проблема «необходимого выбора» между началами «вэнь» и «у», т.е. их сбалансированного применения: под «вэнь» понимались забота о воинах и щедрые награды, которые привлекают воинов к полководцу, под «у» – строгие наказания, поддерживающие страх перед начальниками и укрепляющие дисциплину. «У» стало толковаться как сфера принуждения, насилия и разрушения, дополняющая культуросозидающую сферу «вэнь». Идеологема «[взаимного] дополнения культурного/гражданского и военного/боевого начал» была сформулирована мыслителем и сановником династии Хань "Лу Цзя", который в таком «взаимодополнении» видел «искусство долголетия [государственной власти]». Одну из причин падения первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.) Лу Цзя усматривал в «предельной воинственности» ее основателя Цинь Ши-хуана, причем под «воинственностью» (у) понимались основные принципы политической теории и практики "легизма". Формула «взаимодополнения» вэнь – у со 2 в. до н.э. вошла в идеологию имперского конфуцианства и пронизала все слои культуры старого Китая. В политической культуре утвердилось разделение гражданской администрации (вэнь) и военного командования (у), обозначившее две главные области государственной практики при безусловном доминировании вэнь. Идеологема «взаимодополнения» вэнь – у обусловила характер воспитания и образования элиты, предполагавших прилежное постижение гуманитарного наследия при устойчивом интересе к занятиям «боевыми искусствами» (у шу, у и). Соотнесенность вэнь – у с космическими началами предопределелила отношение к «боевым искусствам» в Китае как к сакральной сфере, приобщающей к истокам мироздания, и ритуальный характер традиционных китайских «боевых искусств», которые как духовный феномен развивались гл.о. в среде синкретических сект и связанных с ними тайных обществ. Во 2-м тысячелетии н.э. общей чертой многочисленных сект типа «Белого лотоса» (Бай-лянь цзяо), служивших главным каналом проникновения идей «ортодоксальных» конфуцианства, даосизма и буддизма в малограмотную народную среду, было деление на уровень вэнь и уровень у. В общинах («алтарях») вэнь сосредотачивалась руководящая элита сект, хранители канонов, преданий и «тайного знания», в «алтарях» у – рядовые члены сект, для которых одним из основных видов ритуальной практики и радений были занятия «боевыми искусствами».
    А.Г.Юркевич
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia