Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Baн Тинсян





(Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань) [4 декабря 1474, Ифэн (современный Ланькао) провинции Хэнань – 23 сентября 1544] – китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, гл. о. астрономией. Родился в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе «многообещающего мужа» (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530–33) и глава цензората (1533–41); в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна – сборник эссе «Шэнь янь» («Осмотрительные слова») и «Я шу» («Переложения классики»). Оставаясь в рамках "неоконфуцианства", Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального (школы братьев Чэн – "Чжу Си") и неофициального (школы "Лу Цзююаня – Ван Янмина"). По онтологическим взглядам близок к "Чжан Цзаю". Универсальной мировой субстанцией, существовавшей «до рождения Неба ("тянь") и Земли (ди)», считал «изначальную пневму» ("юань ци"), которая является «наивысшей вещью(у)», корнем и телесным субстратом (ти) «принципов» ("ли") и "дао", содержа в себе «семена» всех объектов. «Великий предел» ("тай цзи"), бывший у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно воспринимаемой «пневмы» ("ци"). «Изначальная пневма» вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в гносеологическом смысле – как пределу познания. Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются «формы» и «принципы» и полностью актуализируется дао.
    В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность «принципов» в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. «Индивидуальная природа» (сии) человека, по его теории, неотделима от «пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом; доброта изначально присуща только «совершенномудрым», простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты, противостоящий ортодоксальным для конфуцианства положениям учения "Мэн-цзы", сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией "Сюнь-цзы". Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа «благо-смыслия» ("лян чжи"). С позиций реализма и практицизма выступал против теологических тенденций "Дун Чжуншу", «нумерологии» (сян шу чжи сюэ) "Шао Юна" и квиетизма "Чжоу Дуньи".
    Сочинения:
    
Ван Тинсян чжэсюэ сюаньцзи (Избр. филос. соч.), ред. Хоу Вайлу. Пекин, 1965.
    А.И.Кобзев
    
    



Еще в энциклопедиях