Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Бимба-пратибимба-вада





(санскр. bimba-pratibimba-vāda – учение об образе и прообразе) – в индийской мысли, прежде всего в "веданте", представление о том, что индивидуальная душа представляет собой отражение высшего "Брахмана". Согласно "адвайта-веданте Шанкары", душа тождественна Брахману (или высшему "Атману"), более того, сама множественность душ иллюзорна, а индивидуальные, личностные особенности души – это всего лишь сжатая история ее прежних рождений, протекавшая целиком в сфере "майи". Однако до тех пор, пока эмпирический мир продолжает свое относительно реальное существование, невозможно и полное растворение души в Брахмане; возможно только неразличение, подобие (как между отражением, образом – «пратибимба» и отражаемым, прообразом – «бимба»). В Комментарии на «Брахма-сутры» Шанкары сказано: «А душа – лишь отражение высшего Атмана» (2.3.50). В целом в послешанкаровой адвайте идея бимба-пратибимба-вады характерна для направления «виварана», восходящего к ведантисту Падмападе; здесь сама космическая иллюзия – майя – приобретает известную самостоятельность, начиная все больше походить на "Пракрити санкхьи", а индивидуальная душа оказывается более устойчивым образованием, «отражаясь» в некоем сравнительно реальном субстрате. Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана, Сарваджнятмана и Видьяраньи. В "двайта-веданте Мадхвы" душа является отражением Бога не в силу временных ограничений, которые снимаются в освобождении, но по самой своей природе, вследствие глубинного внутреннего «сходства» (садришья) с Кришной.
    Н.В.Исаева
    
    

Еще в энциклопедиях