Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Асаткарья-вада





(санскр. asatk āryav āda, букв. – учение о не[пред]существовании следствия [в причине]) – учение о причинности в индийской философии, которое, в отличие от "саткарья-вады "(учение о [пред]существовании следствия [в причине]), утверждает, что следствие не просто переходит из латентного состояния в проявленное, как зерно в растение, а реально возникает, становясь чем-то ранее не существовавшим. Асаткарья-вада разделяется "буддизмом"," джайнизмом"," ньяей "и "вайшешикой",но с некоторыми различиями. Если для буддистов элементами причинно-следственной связи являются не ставшие сущности, а динамические элементы – "дхармы",отчего эта связь сводится к одномоментному обусловливанию (см. "Пратитья-самутпада"),то для ньяи и вайшешики следствие и причина есть нечто самотождественное во времени, стало быть, и отношение между ними тоже носит континуальный характер (см. "Карана-карья").В противоположность санкхье, для которой новое – это лишь проявление уже существующего, ньяя и вайшешика настаивают на новизне следствия в сравнении с причиной, объясняя ее инаковостью целого (напр., ткани) по отношению к образующим его частям (нитям), обязанной «присущности» целого своим частям (см. "Аваявин").Многие критики асаткарья-вады отмечали, что поскольку все процессы представляются ее сторонникам разрушением старого и возникновением нового, невозможно объяснить качественное изменение (отсюда другое специальное название для асаткарья-вады у ньяи и вайшешики – арамбхака-вада, или учение о начале, возникновении [того, чего раньше не было]).
    В.Г.Лысенко
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia