Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Абхихита-анвая





(санскр. ābhihitānvaya – связывание [уже] выраженного) – индийская лингвофилософская доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в "мимансе". В противовес теории "Бхартрихари" об отсутствии у слов самостоятельного смысла, независимого от смысла предложения, абхихита-анвая утверждает, что смысл предложения есть производная от смысла отдельных слов, который они имеют прежде, чем войти в него. Т.о., слово в составе предложения имеет тот же самый смысл, что и в изолированном виде. Мимансак "Кумарила Бхатта" и его сторонники, придерживавшиеся доктрины абхихита-анвая, считали, что слова выражают вещи, а предложение – отношения между словами. Самотождественность смысла слов в и вне предложения оспаривалась не только Бхартрихари, но и сторонниками другого учителя мимансы – "Прабхакары Мишры". Они обращали внимание на то, что отдельные слова (напр., «дерево», «столб», «идти») вне предложения обозначают некие универсальные сущности, в предложении же (напр., «Девадатта идет от того дерева к этому столбу») индивидуализируются («данное дерево» – это не то же самое, что «дерево вообще»). См. также ст. "Анвита-абхидхана", "Философия языка" (в Индии).
    В.Г.Лысенко
    
    

Еще в энциклопедиях