
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ У ФРЕЙДА Гунтрам Кнапп ИСТОКИ ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Понятие бессознательного в дофрейдовской философии и литературе играет весьма заметную роль 1. Поэты и мыслители романтического направления — такие, как Новалис, Карус, Шеллинг, Бахофен, Эдуард фон Гартман 2, — говорят о творческих силах души и природы, которые действуют бессознательно, «в сумрачных глубинах», напрямую, без помощи со стороны рассудка и воли. Эти романтики стремились «в пику рационализму, интеллектуализму, классицизму — словом, в пику духовным воззрениям ХУШ, да, пожалуй, также и ХК-ХХ столетий — подчеркнуть, взлелеять и обнажить темную сторону души и природы как истинно жизнеопределяющего и жизнесозидающего начала, а также революционным образом утвердить примат всего божественно-земного преддуховного, того, что содержится в «воле», страсти и бессознательном, или, по словам Ницше, примат «чувства» над «разумом» (Mann 1929, 32). Людвиг Клагес 3, который в своем творчестве вновь обратился к этому направлению в романтизме, полагает даже, что интеллект (дух) является началом, враждебным жизни и разрушающим ее. В своей книге «Дух как противник души» (1929-1932) он описывает бессознательные интуитивные творческие силы души, на которые опирается жизнь. Едва дух окажется предоставлен самому себе, он устремляется к тому, чтобы с помощью рассудка и рациональной воли овладеть жизнью и подчинить ее, лишая тем самым жизнь ее корней в питательной почве. Все это имеет лишь отдаленное отношение к понятию бессознательного у Фрейда. И только мировая воля Шопенгауэра 4 и дионисийская воля к жизни и власти Ницше 5 находятся в некотором, пусть даже и не близком, соседстве с понятием Фрейда6. Мировая воля Шопенгауэра — это бессознательное иррациональное начало. Это начало действует во всем живом как воля к жизни и воля к власти. Чувства и разум человека также подпадают под эту мировую волю и ее намерения. Разум, правда, полагает, что он самодостаточен и способен преследовать собственные цели. В действительности же он является всего лишь подсобным орудием неосознанной воли, стремящейся сохранить и еще шире раздвинуть границы жизни. Эта мысль уже в некоторой степени перекликается с представлениями Фрейда, хотя здесь еще имеется существенная разница. Фрейд отнюдь не философ, он не пускается в общие рассуждения о развитии мира и человеческой жизни. К учению о бессознательном он подходит с другой стороны. Фрейд — врач, специалист в области неврологии. К концепции бессознательного он пришел, занимаясь определенной группой больных, которых медицина естественнонаучной школы считала неизлечимыми. Бессознательное, открытое и описанное им, есть феномен, с которым Фрейд столкнулся в ходе своей врачебной 266