Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Щавелев





Щавелев, Сергей Павлович

(р. 21.02.1953) - философ (спец. по гносеологии и методологии) и историк (спец. по отеч. историографии); д-р филос. наук, проф. Род. в г. Магадан. Окончил ист.-пед. ф-т Курского пед. ин-та (1975); затем асп. филос. ф-та ЛГУ (1979). После военной службы работает на кафедре филос. Курского мед. ин-та (ныне ун-та); с 1992 - зав. этой кафедрой. Канд. дисс. - "Методологическое значение категории "диалектическое отрицание"" (1979). Докт. дисс. - "Практическое познание как философско-методологическая проблема" (1994). Щ. - действ. чл. Академии гуманит. наук. В своей докт. дисс. и публикациях Щ. развивает концепцию когнитивных моментов и регулятивов чувственно-предметной деятельности людей, предложил понятие их дух. практики. При этом пересматривается сциентистская модель абсолютного преимущества и мнимой самодостаточности науки по сравнению с вненауч. сферами мысли и духа; на оригинальных материалах подтверждается вывод о полиморфности и гетерогенности человеч. познания, а вместе с тем ист.-культурной иерархичности его способностей. В качестве проблем эпистемологии рассматриваются такие стороны жизненной практики, как мудрость и глупость, хитрость и остроумие; этнические образы мира; половые, возрастные, профессиональные и любительские, индивидуальные и групповые модификации познавательных способностей. В отличие от появляющихся в посл. годы иссл. архаичных и маргинальных форм до - и вненауч. сознания (магия, мистика, паранаука и т.п.) делается акцент на ме-тодол. оптимизацию рационализированной, когнито-емкой практики. В качестве смысловой матрицы рациональности представлена повседневность (с ее личностными знаниями приемов малоспециализированного труда, бытового досуга и т.п. элементами нар. мудрости).

Соч.: Какова же роль скептицизма в познании? [В соавт.] // ФН. 1979. № 5; Диалектическое отрицание как регулятивный принцип научного познания // Эвристическая и методологическая функция философии в научном познании. Л., 1980; О методологической культуре практического социального действия // Общее и особенное в методологии социальных исследований. Л., 1986; Практическое познание как философско-методологическая проблема // ФН. 1990. № 3; Практическое знание // Социальная сила знания. Минск, 1991; Практическое значение гуманитарного знания // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб., 1991; Личностное познание как феномен практики // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991; Этика в негражданском обществе (памяти В.А.Блюмкина) // Этика гражданского общества. Владимир, 1992; Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994; Философия и методология без науки // Наука и философия на рубеже тысячелетий. Курск, 1995; Метод практики: природа и структура. Курск, 1996; Апология практического разума // Человек-Философия-Гуманизм. Тезисы Первого Росс. философского конгресса. СПб., 1997. Т.3; Научное и практическое познание. [В соавт.] // Философия. Кн.1. СПб., 1998; Повседневность, научность, специальность: проблемы соотношения рациональностей // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999; Повседневность как новация современного философствования // Философия XX века: школы и концепции. СПб., 2000.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia