
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
порфирьевъ. 597 отд. 2-Й, вып. V (XVII стол.), глава VU, сгр. 346. Н. В—Цг—въ. Порфирьевъ, Ивапъ Яковлевича, профессоръ словесности Казанской Духовной Академш, авгоръ «Исторш русской словесности», былъ сынъ сель-скаго священника Вятской губерши, родился 23-го апреля 1823 года; образована получилъ въ Вятской Ссминарш и Кааанской Акадеши. Словесность был:а избранной имъ спещальеостью еще въ Академш. Предо давателемъ ея былъ зд^сь при немъ Семенъ йвановичъ Протошшовъ, въ монашестве Серафимъ (скончался въ 1891 г. епископоиъ са-марскимъ), и Яорфирьевъ былъ лучшимъ его студентомъ, а но окончанш курса въ 1848 году'былъ имъ рекомендованъ на ка-еедру словесности, такъ какъ самъ онъ, послё своего нострижешя въ монашество. долженъ былъ перейти еъ нея на одну изъ богословскихъ каэедръ. Въ первые годы своей службы новый баккалавръ Академш разрабатывалъ свою науку на техъ же теоретическихъ основахъ и въ томъ же Эстетическому направлении, какъ и его предшественника Со второй половины 1850-хъ годовъ И. Я. Порфирьевъ сталъ постепенно восполнять свое прежнее теоретическое направление элементами новаго, историческая направлешя, которое делалось тогда все более и более господствую-щимъ въ русскомъ общественшшъ образована, и проникло и въ академическое образование. Когда въ 1В55 году въ Акадещю прибыла Соловецкая библютека съ ея драгоценными письменными памятниками русскаго слова и мысли,— изучеше русской и отчасти славянской истории выступило въ академаческихъ занят!яхъ на первый планъ. И. Я. Порфирьевъ, назначенный хранителемъ Соловецкой библиотеки, явился однимъ изъ первыхъ работаиковъ при изучети ея рукописей. Въ своемъ курсе словесности съ этого времени онъ все более и более началъ сокращать теоретическую часть и налегать на изучение исторш русской литературы. Йекцш Порфирьева всегда отличались глубокой задушевностью, изящной простотой построения и необыкновенной ясностью и естественностью языка, оттого слушались съ удовольствует и усваивались беаъ всякаго напряжешя. Студенты любили работать съ нимъ но его темамъ, потому что онъ и самъ относился къ ихъ работамъ съ полнымъ веимашемъ. При старомъ монашескомъ режиме словесность считалась въ Акаде-М1яхъ слишкомъ уже светской наукой и была немного въ загоне. Отъ одного изъ ректоровъ (архям. Иннокентия) въ 1864 г. Порфирьевъ получилъ даже формальное замечание, «чтобы вместе съ общей словесностью онъ преподавалъ и церковное краснореч1е, руководствуясь тою мыелш), что въ области духовнаго уче-н!я светская литература въ ея базплод-ныхъ видахъ и произБедешяхъ должна почитаться дровами, севгомъ, тросиемъ, духовная же письменность златомъ и сребромъ, камеиемъ честньшъ^почему, вместо предложений для сочинеюй, наз-нач&лъ студентамъ преимущественно разборы словесныхъ произведений свя-тыхъ отцовъ и учителей церкви». До 1859 г. П. не получалъ никакихъ по-вышешй по службе, оставаясь бакка-лавромъ; потомъ, до 1864 г., служилъ въ званш экстраординарна™ профессора-,на-конецъ, сделанъ былъ ординарвымъ профессоромъ. По недостаточности средствъ оеъ долженъ былъ брать на себя раэ-НЫЯ ПОСТОрОНВ1Я должности для лишняго заработка: такъ, съ 1855 по 1858 г. Порфирьевъ былъ библютекаремъ Соловецкой библиотеки, въ 1858—1862 гг.— библтотекаремъ главной академической библютекн, въ 1862 — 1869 г.—препо-давателемъ словесности въ Институте благородныхъ девицъ. Такое невидное положение его кончилось въ 1870 г. съ преобразовашемъ Академш по новому уставу и съ возвышешемь профессор-скихъ озсладовъ. Тогда же онъ былъ избрать на должность помощника ректора по одному изъ трехъ спещальныхъ отделений Академш, аналогичную съ должностью университетскихъ декановъ, которую и несъ до 1882 года. Въ 1873 г. П. былъ воэведенъ въ степень доктора богослов1я за свое со-чинеше о древнихъ апокрифахъ,—шшдъ его долговременяьгхъ занятШ рукописями Соловецкой библштеки, а Императорская Академ1я Наукъ избрала его въ зваше члена-корреспондента но Отделение Русскаго языка и словесности.