
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
596 погфирьевъ. оригинальными воззрешями преосвящен-наго, шедшими въ разрезъ съ установившеюся практикою русской церкви. Такъ, наприм^ръ, онъ se разъ выска-зывалъ мысль о необходимости замены у насъ 0в- Синода патр!аршествомъ, о радикальномъ изменен in епарх1альнаго управления, находилъ крайне неудовлетворительною постановку преподавания въ наш ихъ духовно-учебныхъ ваведе-В1яхъ, говорилъ объ уничтожение духов-наго еослов!я, какъ касты, и т. п. Не мало мешала усд&хамъ преосв. Порфи-Р1Я на служебномъ поприще я его ад-министративао-служебная деятельность даже въ г&хъ скромныхъ предал ахъ, въ какихъ предоставлена она кхевскимъ вйкартямъ. Старымъ юевскимъ акаде-мистамъ известно, какой переполохъ въ среде корпорацш Шевской Духовной Академш произвела порученная ему ревизия означенной Академш. Преосвященный ГХорфирШ, ревизуя это учреж-деше, прилагалъ къ нему изшобленныя свои desiderata о постановке преподава-шя въ нашихъ д у ховно-у ч еб б ы хъ заве-денгяхъ и въ своемъ отчете строго рас-критиковалъ преподавание почти вс'Ьхъ академическихъ нрофессоровъ. Покойный ректоръ Академш архимандритъ Филаретъ былъ очень встревоженъ этимъ и пригласилъ профессоровъ на совеща-Bie. Здесь было решено въ объяснительной записке по поводу отчета указать на те вопросы, каше предлагались преосв. Порфир1емъ при экзамене студентовъ. А такъ какъ некоторые изъ этихъ вопросовъ были крайне неудобны (напр., «законно ли у насъ существ ова-Bie Св. Синода?»), то пришлось уже встревожиться митрополиту Ареетю, очень любившему преосв, Дорфир1Я. Вследств1е чего последнШ, по усиленному настоинцо митрополита, долженъ былъ переделать свой отчетъ, имев пай быть отосланныиъ въ Св. Синодъ. Мно-гимъ изъ юевскаго духовенства хорошо еще памятны резолшцш преосв. Пор-фир!я (въ перходъ между - митрополит-ства) на журнальныхъ постановлещяхъ местной Консисторш. Некоторыя изъ нихъ черезъ чуръ своеобразны и даже по форме не всегда удобны. Отказъ дьячку перейти въ другой приходъ делается въ такихъ выражев!яхъ: «бе- гать отъ колокольни до колокольни не следу етъ». На прошенш прихсжанъ иметь другого священника полагается резолющя: «два кота въ одномъ мешке передерутся/?. Желате одного священника поменяться приходомъ съ дру-гимъ отклоняется резолющею: «iepen не цыгане, а церкви не кобылы» и т. д. Вообще следуетъ заметить, что преосв. ПорфирШ вовсе не иметь административные способностей и напрасно, а также несправедливо сетовалъ на то, что у него «связаны крылья». Съ уверенностью можно сказать, что, если бы уважение къ ученымъ трудамъ просве-щеннаго и развязало послёдшя,—порывистый полетъ его былъ бы очень не продолжителен^. — Къ характеристике преосв. Порфиргя, какъ человека, следуетъ прибавить, что онъ былъ большой патрштъ; въ ряду же политическихъ его чаяшй заветнейшимъ чаяшемъ было объединеше всего славянскаго Mi-pa («вечное заодно») «подъ сенно креста и русскаго орла». Скончался преосв. ПорфирШ 1 !)-го апреля 1885 года въ Москве, куда переведенъ былъ изъ Kieua пъ начале 1878 г, съ назначешемъ (:-U-ro декабря 1877 г.) членомъ Московский Синодальной Конторы и настоятслемъ ставропирал ьнаго Новоспасскаго монастыря, где онъ и погребенъ. ГдавнМппе источники указаны у Д. Язшмию, въ юнигЬ «Жизнь и труды нокойиыхъ русскихъ писателей», вып. V и слд. Проф. О. / 'олубевъ. Порфирьевъ,.атаманъ казащий, известный темъ, что укрепилъ за русской державой земли бурятъ. Закрепление это было сделано П. после того, какъ онъ въ НШ году построилъ «братскШ острогъ» на реке Ангаре, такъ сказать, въ самомъ сердце бурятской земли. PyccKio называли бурятъ «братами», а землю бурятъ «братской», а отсюда получилъ и назван ?? «Г>рат-ск1й острогъ». Съ этого момента начинается упорная борьба руашхъ съ бурятами, которая продолжалась цЬлыхъ десять летъ, и въ которой, вероятно, пришлось участвовать самому основателю острога атаману Дорфирьеву. Н. И. Костомарову «Русская истор1я иь жнз-ыеодисанш ея гдавныхъ д^телей», C.-I16. 1O74 г..