Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Шкловский





Шкловский, Виктор Борисович

(род. 1893) - писатель, литературовед, теоретик и практик советской кинематографии. Был одним из организаторов и теоретиков "Общества по изучению поэтического языка" ОПОЯЗ (1916-19). В 1919-21 Ш. участвовал в Петроградском литературном содружестве "Серапионовы братья", в 1923 состоял в "ЛЕФе". Уже в первой своей брошюре "Воскрешение слова" (1914), посвященной теоретическому обоснованию футуризма, Ш. проявил себя как формалист. Ш. считает, что художественная литература развивается по своим особым законам, независимым от социальной жизни и классовой борьбы в обществе. Форма и содержание художественных произведений, по Ш., не связаны между собой, форма это - сумма формальных приемов, в которых отнюдь не отражается объективная классовая действительность. Отсюда взгляд Ш. на художественное творчество, как на "делание" произведений ("Как сделан Дон-Кихот" и т. п.) при помощи сюжетных и словесно-языковых комбинации, изучение которых и составляет, по Шкловскому, основную задачу научного литературоведения.

В результате упорной борьбы марксистского литературоведения с формализмом Шкловский пытается пересмотреть свои идеалистические позиции. В книге "Материал и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"" (Москва, 1928) он стремится дать социальную характеристику творчества Толстого. Однако замечания о том, что "Война и мир" - продукт русской действительности 60-х гг., ссылка на классовые позиции Толстого и т. п. не мешают Ш. и в этой работе утверждать примат формы над содержанием и рассматривать роман "Война и мир" как деформацию исторического материала в угоду законам художественной формы. В ряде статей о советской литературе, напечатанных в 1932-1933, Шкловский рассматривает литературные явления современности, исходя из ошибочных концепций формализма. Ш. известен так же как автор ряда беллетристических, полубеллетристических и мемуарных произведений и как фельетонист. Произведения Ш. - прозаика - характерны стилистическим своеобразием и богатым использованием парадокса и анекдота. Шкловский работал и в области научно-популярной фильмы.

Основные литературоведческие работы Ш.: Искусство как прием, в кн. Сборники по теории поэтического языка, вып. 2, П., 1917; Развертывание сюжета, [П.], 1921; О теории прозы, М.-Л., 1925; Техника писательского ремесла, М.-Л., 1927, и др.

Беллетристические и полубеллетристические произведения Ш.: Лазарь Зервандов (Эпилог), П., 1922; Сентиментальное путешествие, Л.. 1924; Zoo или письма не о любви, Л., 1924; Иприт, роман (совм. с В. Ивановым), вып. 1-9, М., 1925; Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове, Л., 1930, и др.

Ш. занимался также проблемами кино, его методологией, вопросами производства и критикой кинопродукции: Их настоящее, М.-Л., 1927; Гамбургский счет. [Л.], 1928; Поденщина, Л., 1930; см. также ст. в сб. "Поэтика кино", изд. Кинопечать, М.-Л., 1927. Выпустил книгу "Как писать сценарии", М.-Л., 1931, и сам написал в качестве соавтора большое количество сценариев, часть которых поставлена ("По закону", "Предатель", "Любовь втроем", "Капитанская дочка", "Записки из мертвого дома" и другие).



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia