
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
588 батюшков"!-). Батюшковъ, до того числившийся на службе, былъ окончательно уволенъ въ отставку, при чемъ юшераторъ Николай назначилъ ему пенсда въ 2000 рублей. Въ томъ же году Батюшковъ былъ перевезенъ въ Вологду и помйщенъ въ семье своего племянника Г. А. Гревенса. Съ перейздомъ въ Вологду начинается по- -сл'Ьдшй пер!одъ жизни Батюшкова, перюдъ долг1Й, но почти безъ лросветленШ,ибо только въ лосл-бдаия десять лгЬть жизни въ немъ , стала замечаться некоторая перемена къ лучшему, после того какъ первоначальное острое разстройство сменилось болгЬе сло-койнымъ. Въ это время Батюшковъ даже началъ заниматься чтешемъ, иногда вспоми-налъ о своихъ друзъяхъ, большая часть которыхъ уже покоилась вйкнымъ сномъ; иногда декламировалъ стихи или рисовалъ пейзажи, много ходилъ по полямъ и соби-ралъ цветы, чаще же просто гулячъ безъ всякой цели. Наконецъ 7-го шля 1855 г. К. Н. окончилъ свои земныя страдаюя после непродолжительной тифозной горячки, а 10-го шля былъ преданъ земле на кладбищ* Спасо-Прилуцкаго монастыря, въ 5 верстахъ отъ Вологды. Значеше Батюшкова въ исторш русской литературы и главная заслуга его заключается въ томъ, что онъ много потрудился надъ обработкой нашей поэтической р'Ьчи и придалъ русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармоний, как ихъ еще не знала до гЬхъ поръ русская поэзия. Совершенство Пуипшнскаго стиха и богатство поэтическихъ выраже-шй и оборотовъ было въ значительной мЬре подготовлено трудами Жуковскаго и Батюшкова, а по мнежю Белинскаго, именно Батюшковъ былъ ближайштъ, непосред-ственнымъ предшественникомъ и подгото-вителемъ стиха нашего велнчайшаго поэта, который и самъ сознавалъ это, называя Батюшкова своимъ учителемъ. Въ рукахъ Батюшкова русскШ язьпсъ, действительно, является послушнымъ оругцемъ, и искусство владеть имъ никому изъ современтаковъ, кроме Крылова, не было доступно въ равной съ нимъ мере. Такимъ образомъ красота и совершенство формы, правильность и чистота языка, художественность стиля составляютъ главное достоинство стихотво-ретй Батюшкова. Въ искусстве Батюшковъ былъ чистымъ художникомъ. Онъ прежде всего старался быть искреннимъ и избегать всего натянута- го, надуманнаго, нскусствонкаго. Онт> пони-малъ, что чемъ искреннее будетъ его творчество, тЬмъ легче ему будетъ проложить путь къ сердцу человеческому, и тЬмъ вернее, следовательно, достигается высокое, облагораживающее значение поэзш. Первый поэтическШ опытъ Батюшкова относится къ 1802—180В гг., когда онъ написалъ стихотворешс «Мечта», въ которомъ, несмотря на нетвердость стиха и нестройность плана, заметны ярк1е признаки да-рованш. Стихотворешя перваго периода литературной деятельности Батюшкова проникнуты жизнерадостныыъ чувствонъ, съ силь-кымъ оттЬнкомъ эпикуреизма, и тЬмъ свет-льшъ настроешемъ, которое онъ усвоилъ въ мирной домашней обстановке и въ избран-номъ светскомъ кругу, когда житеЙсшя заботы еще но тревожили его молодого сердца, и онъ всей душой предавался радо-стямъ жизни. PjiMCKie элегики, которыхъ онъ изучалъ въ это время, еще более способствовали развито того эпикурейскаго воззр'Ьнш на жизнь, которое мы действительно и встрйчаемъ въ первыхъ стихо-творешяхь поэта; таковы: «Послаше къ стихамъ моимъ», «Послаше къ H. II. Гие~ дичу», въ которомъ звучитъ ynoenie радостями быт!я, и «Совегь друзьямъ», где развивается мысль о прелестяхъ беззаботной, тихой жизни среди веселШ, забавъ и наслаждешй. Уже въ этихъ дроизведе-шяхъ обнаруживается стремление Батюшкова сойти съ избитой дороги стараго шитическаго искусства, а матер1алъ почерпается единственно во внутреннемъ настроены; такимъ образомъ, интимная лирика сразу и уже навсегда становится исключительною областью творчества Батюшкова. Его стихотворения носятъ на себе ясный отпечатокъ т!хъ кастроешй, который приходилось ему переживать. Такъ, когда въ 1807 г. Батюшковъ перенесъ несколько тяжелыхъ потрясенШ и впервые узналъ тяжелую сторону жизни, а въ душе его началъ возникать и постепенно рости разладь между созданнымъ идеаломъ и действительностью,—следы этого разлада начинаюсь слышаться и въ его поэзш. Къ 1808 г. относится участие Батюшкова въ журнале «ДраматическШ В-Ьстникъ», издававшемся кн. А. А. Шаховскимъ, при некоторому. содййетвш Оленина. Въ Олешш-скомъ кружке живо интересовались теат-ромъ и съ особеннымъ сочувствхемъ относились къ началу деятельности В. А. Ose«