
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
4 АЛЕКСЕЕВ кс^евъ, изучивъ слабый стороны попов-цевъ, написалъ въ развое время (последнее относится къ 1762 г·) несколько д-Ьльныхъ сочинешй, въ которыхъ опровергала „глупые и суеверные доводи поповщиншв о нхъ бЬгствующемъ и беззаконное iepeft-ств-fe". Важнейшее изъ этнхъ сочинений относится еъ 1755 году и называется „HcropIH о бегствующеыъ священствЬ". Вт. исторнческомъ отношенш это сочинение важно потому, что сообщаешь са^д^шн объ основатедяхъ раскола на юг? я юго-западЪ Poet'is—iepoMOHasI Iosi, игумен-й Досиее^, яоиахъ КоамЪ и Стефанй, 1ереяхъ 1оасаф^ и веодосщ; объ основанш при по-ni 9еодос1и толка поповщины и церкви на Bferai; о первыхъ б?гшхъ понахъ й искана apxiepeeBb а пр.; важно оно еще и потому, что знакомить съ состоя-yiewx современной Алексееву раскольничьей литературы, такъ какъ въ пемъ упоминается о цёломъ ряд'Ь раскол ьыи-чьихъ сочи не Hi й („ История объ отд?хъ и страдал ьцЬхъ Соловецкихъ", В0гвйткд1а-коновы", ,,Истор1я стрелецкая", Доноше· Hie старовёровъ ясскому митрополиту Ан-тонш" и пр.). Родившись и выросши среди ведосЬев-цевъ, Алекс-Ьевъ при своенъ умй не могъ ве обратить внимашя на икъ „гнусное бракоборство" (но собственному его вира-жен1ю)} ва отсутств1е у ннхъ семейной жизни, на всеобщее сиротство мдосЪеа-скйхъ дйтей. Конечно, ведосЬевцьг яе допускали и мысли, чтобы „славный тво-рецъ разныхъ сочен emu въ защиту Христовой церкви" (т.-е. ОбдосЬевскаго толка) решился когда-нибудь выступить противъ своихъ единомышленниковъ. Действительно, прежде, чйиъ начать свою проповедь о необходимости брачной жизни, АлексЁевъ рйшилъ узнать объ этомъ ын?-н1я другихъ лицъ. Съ этою дёлью онъ еще въ 1728 году посети л ъ разння раскол ьничешя убежища въ России и за пределами ея и бес-Ьдовалъ съ разными уважаемыми въ раскол^ лицами. Такъ, сначала Алекс&евъ отправился въ тогда га-lie главный притонъ безпоповщины—Поморье и sfffeeb, въ числ4 24 вооросовъ о разныхъ „церковныхъ" д?л&хъ, предло-жилъ Андрею Денисову волросъ „о но-выхъ бракахъ, кои по иознанш тако со-прягошася, какъ съ ними поступати". Де-нисовъ отвйтилъ: „таковыхъ у насъ обще подъ целомудренное жит!е и соединенie братства церковнаго пр1имати положено* Бол'Ье сочувственное отношен1е къ своей мысли о необходимости брака Алексйевъ встрйтилъ среди оедос^евекихъ ваставни-ковъ въ Mockbi, а также въ sподольской страя^окрестъ Бара", въ „ПольпгЬ—Кутахъ сря Венгерской земли", и другихъ ийстахъ. Убедившись, что многими изъ безпоаов-цевъ уже сознается крайность въ ученш о всеобщемъ безбрачш, Алекс^евъ смЗзло и решительно ОйОлчился противъ безгго-повщинскаго девства. Учете Алексеева, изложенное въ его обширномъ сочиненш „О тайа^ брака", ыапиеаншмъ въ 1762 году, заключалось въ сл^дуюгцемъ. Онъ нризнавалъ бракъ тайной, но не въ смыслЪ таинства, какъ это лонимаетъ православная церковь, а въ смысла таинственнаго значена; супружеской любви, какъ образа любви Христа къ церкви. Основашемъ браку служить благословеше, преподанное Богомъ Адану и bjat, и для за ключе шя его требуется только взаимная любовь брачущихся, coriacie ихъ на всту-алете въ бракъ, выраженное словами предъ свидетелями^ и corjacie родителей. Хотя церковное вЪнчаше необходимо, но оно ве даетъ брачущиыея особенной благодати и не ии^етъ прямого отношешя еъ существу брака: оно только общенародный христнекШ обычай, дли отлач1я закон-наго сожиия отъ незавоннаго- При не-ищ^щи священства можно венчаться и въ церкви еретической (т.-е. православной)· повенчавшихся можно, по мн^шю Алексеева, не разводить въ еедосЪевской общи?"?>* Ученее Алексеева особенное сочувствие нашло среди номоровъ и вголо-дыхъ еедос^евцевъ, старые же еедоейевцы отнеслись къ нему крайне враждебно и на сборшцй въ Шшшй, въ 1752 г., постановили не им1;ть съ „вовоженами" никакого общеп1я не только въ пзащ-Ь и пя-tih, но даже въ молитв^, таинствахъ крещен] я и и окая им· Напрасно ув^щеваль ихъ АлексЬевъ; оедос^евцы чуждались „новоженовъ", какъ отступе иковъ отъ в-Ь-ры, и въ 1757 г., когда ололо Алексеева сгруппировалось весьма значительное число последователей, они и его- отлучили отъ своего общества. АлексЪевъ отвётилъ имъ „Словомъ обличительными на соборъ новоявленянхъ раздорниковъй, въ кото-ромъ доказывалъ неосновательность при-