
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АЛЕКСАНДРЪ. II. 765 Согласно такой Высочайшей воле, въ пшвазячесюй уставъ внесены слЪдующ1Я йзм4нен1я и дополнения: при всЬхъ гим-назгяхъ и прогимназ1яхъ учреждены приготовительные классы для д!тей отъ 8 до 10 летъ; курсъ седьмого класса гим-вазш продолженъ ва два года, а впослед-ctbih образованъ последней восьмой классъ; исключены изъ гимназическаго курса естественная HCTopIH и космография, сокращено число уроковъ по Закону Болпю, русскому и новейшимъ языкамъ, географии и исторш, и взам^нъ увеличено число учебныхъ часовъ, б освящен ныхъ вре-подаватю математики и въ особенности латинскаго и греческаго языковъ, уроки которыхъ доведены до S4 часовъ въ неделю; воспиташе и обучеше въ гимная!яхъ и про-гимназ!лхъ поставлены въ ближайшую связь привлечев!емъ директоровъи инспекторовъ къ преподавательской деятельности, а учителей—къ воспитательной; улучшено мате-р1альвое положевхе учителей увеличешемъ ихъ содержания; пансионы при гймваз^лхъ устроены ее для однихъ визшвхъ четы-рехъ классовъ, какъ то было по прежнему уставу, а для всЬхъ классовъ вообще, безъ ограничешя ихъ комплекта 80 учениками; облегчены условия для пр1обр?тешя сословиями, обществами и частными ляцааш права избрашя почетныхъ попечителей гимназ1и и прогимназий съ предоставле-Н1емъ этого права и земствамъ. и возста-новлевы. права, коими почетные попечители пользовались по уставу 1828 года; уничтожено раздаете гимназШ и прогимназий на классичесыя и реальный, съ rforb, чтобы пазBauie гимназш и прогим-назш присвоено было впредь исключительно средниыъ учебвымъ заведев1ямъ съ полнымъ класса чески мъ курсомъ- На всЬ эти преобразовашя потребовался дополнительный ежегодный кредвтъ въ 94.600 рублен. Утверждая мвйше Государственна го Совета, ймпе[ аторъ Александръ повелйлъ: ве допускать впредь оеончившихъ курсъ въ реальвыхъ училищахъ ви въ одипъ изъ факультетовъ университетовъ; ве превращать существующих^ классическихъ гимназий въ реальвыя училища; составить, на основавш принятыхъ измененш ? дополнешй, и поднести на Высочайшее утверждеше новый уставъ, въ которомъ классическ1Я гвмназш и прогимназш именовать просто гимназ1яыи и нрогимпа- 31ями и изъ котораго исключить все относящееся до реальвыхъ гинназй; а реальвыя гимназш оставить на прежнемъ основавши, впредь до обсуждения Государствен-пымъ Советомъ, внесеннаго ыинистромъ народнаго просвещения, проекта устава о реальвыхъ училищахъ. Новый уставъ о гимназ1яхъ и прогимваз1яхъ получилъ Высочайшее утверждеше 30-го 1юля 1871 года и введенъ въ действие съ начала учеб-наго 1871—72 года. Такъ введена въ Россш остающаяся нъ силе и поныне классическая система средняго образован 1я, въ основание которой положено исключительно изучете латин-скаго и греческаго языковъ. Графъ Толстой считадъ ее существенно отвечающею по-требностямъ русскаго просвещения и былъ глубоко убежденъ въ ея плодотворности для возвышещя умственнаго и нравегвеннаго уровня русской молодежи. Повсеместное введение ея представляло, однако, не мало трудностей. Главное затруднение истекало изъ недостатка въ основательно подготов-левныхъ преподавателяхъ обоихъ древ нихъ языковъ, преимущественно греческаго. Для устранения его, независимо огь учреждения историко-филологическпхъ институтовъ и филологической семинарш въ Лейпциге, усиленно привлекались въ Pocciro иностранные преподаватели классическихъ языковъ, въ особенности изъ чеховъ. Вы-стугивппе въ печати горячими сторонниками и защитниками классической реформы, издатели „Московскихъ Ведомостей", Кат-ковъ и Леонтьевъ, ещевъ 18Ъ9 году основали въ Москве образцовое частное учебное заведете съ пансюномъ, обнимающее курсъ гимназический и уииверситетшй. которому, по ихъ ходатайству, Всемило-стивейше присвоено, въ память почившаго дар ска го первевца, иазва nie „Лицея Цесаревича Николая" и дарованы обширныя права, между прочимъ, для служащихъвъ немъ лицъ—права государственной службы. Бъ 1872 году Государь утвердилъ уставъ реальныхъ училищъ ведомства министерства народнаго просвещения. Подобно гимназическому, и этотъ уетавъ первоначально выработанъ въ министерстве народнаго просвещения и затймъ разсмотренъ и исаравленъ коммишею, въ председательстве графа С. Г. Строганова, на следующихъ главныхъ основан1яхг: реальный училища, имеющая целью до-