Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Шагинян





Шагинян, Мариэтта Сергеевна

(р. 1888) - писательница. По национальности армянка, из дореволюционной мелкобуржуазной интеллигенции. Ее отец был приват-доцентом Московского ун-та. Училась на философском факультете Московских высших женских курсов. Изучала минералогию, кристаллографию, прядильно-ткацкое дело и уже после революции энергетику в Плановой академии Госплана Союза ССР.. Окончила высшую школу в 1913, для продолжения образования уехала в Германию, откуда вернулась во время войны. На развитие Ш. большое влияние оказало творчество Гете ("Путешествие в Веймар", 1914).

Ш. начала печататься в 1903. Первые сб. стихов вышли в 1909 ("Первые встречи") и в 1913 ("Ориенталиа"). Первые произведения Ш., выражая идеологию мелкобуржуазной интеллигенции эпохи реакции, носили религиозно-мистический характер, окрашиваясь иногда в экзотическо-эротические тона. Хотя в творчестве Ш. дореволюционного периода и заметна тема критики капитализма ("Каприз миллионера", "Золушка"), но разрабатывалась она на базе идеалистическо-религиозного мировоззрения.

В 1916 Ш. написала роман "Своя судьба", весьма важный для изучения эволюции писательницы. Роман посвящен критике дореволюционной русской интеллигенции, ее мелкого индивидуализма, безличности, безволия, ее неумения сочетать слово и дело. Но пути оздоровления жизни Ш. все еще видела в проповеди религии и христианской любви. Однако Ш. была одной из первых среди писателей, повернувших в сторону пролетариата и начавших поддерживать революцию своим художественным творчеством. Выражением этого поворота Ш. является роман "Перемена", посвященный революционным событиям на Дону. Поворот в сторону пролетарской революции дал Ш. возможность развернуть творчество в полном объеме. Ш. пишет очень много, проявляя умение пользоваться разнообразными жанрами от публицистической статьи и очерка до авантюрного романа ("Месс-Менд") или очень своеобразного киноромана ("Кик").

Творчество Ш. характеризуется политической целеустремленностью, связью с практикой жизни, знанием процессов социалистического строительства, неутомимой теоретической и практической учебой. В 1919 Шагинян организует первую на Дону прядильно-ткацкую школу (очерк "Как я была инструктором ткацкого дела"), участвует в 1-м с.-х. съезде Армении (кн. "Советская Армения", 1922). В 1925 в итоге изучения текстильных ленинградских фабрик Ш. печатает очерки "Невская нитка", "Фабрика Торнтон", позднее дает серию статей о соцстроительстве в "Известиях" и "Правде" (собранные в кн. "Советское Закавказье", 1931). Из сочетания практической работы по социалистическому строительству с творческими художественными поисками возник роман "Гидроцентраль", посвященный постройке гидростанции в Армении. "Гидроцентраль" - произведение, написанное уже в стиле социалистического реализма. Ш. выступала с теоретическим обоснованием стиля социалистического реализма, указывая, что лишь полное согласие писателя с ведущими тенденциями развития советской действительности приводит его к пользованию "прямыми", т. е. реалистическими образами. В 1932 Ш. постановлением ЦИК Армении награждена орденом Трудового красного знамени.

Основные произведения Ш.: Первые встречи, Москва, 1909; Orientalia, Москва, 1913; Узкие врата, П., [1916]; Семь разговоров, Петроград, 1916; Каприз миллионера, Москва, 1916; Путешествие в Веймар, П., 1923; Своя судьба, П., 1923; Литературный дневник, П., 1922; Перемена, Л., 1924; Советская Армения, вып. 1. - Армения сельскохозяйственная, М. - П., 1923; Невская нитка (очерк), Москва, 1926; Фабрика Торнтон (очерк, с письмом Н. К. Крупской), Москва, 1927; Приключения дамы из общества, Собр. соч., т. III, Ленинград, 1929; Избранные рассказы, Л., 1927; Нагорный Карабах (Путевые очерки), М., 1930; Зангезурская медь, М.-Л., 1927; Прогулки по Армении, М.-Л., 1927; Месс Менд, вып. 1-10, М., 1924; Лори Лен, металлист, Л., 1927; Кик, [Л.], 1929; Советское Закавказье (Очерки 1922-30), М.-Л., 1931; Гидроцентраль, Д., 1931; Как я работала над "Гидроцентралью"

(Мой творческий опыт - рабочему автору). М., 1933; Дневники 1917-31, Ленинград, 1932.

В. Кирпотин.



Еще в энциклопедиях