Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Чемесов





Чемесов, Евграф Петрович

(Tchemesof) - сын бедного дворянина Нижегородской губернии; родился в 1737 году; 23 января 1753 г. он записан на службу в Семеновский полк, капралом. Чемесов отлично рисовал пером и всего более с гравюр Вагнера. Художник-самоучка был замечен И.И. Шуваловым, вытребован из полка в Академию художеств и с 17 марта 1759 года помещен в класс знаменитого гравера Шмидта, где принялся за работу с таким прилежанием, что в короткое время приобрел горловую чахотку; покровитель его Шувалов брал его на лето на свою дачу, но здоровье гравера уже не могло поправиться. Несмотря на это, Чемесов в первый же год своего ученья награвировал мастерски портрет Петра I, с оригинала Натье, a в 1760 г. необыкновенно талантливую вещицу, крошечный портрет И.И. Шувалова. Затем исполнены им, в 1761 г.: профиль барона Строганова и два портрета императрицы Елисаветы Петровны, - один, побольше, с оригинала Токке, другой, в черной мантилье, с оригинала Ротари. За это последнее мастерское произведение собрание академии 12 января 1762 г. удостоило Чемесова звания академика. В 1762 году Чемесов окончил профильный портрет Екатерины II, с Ротари. В этом же году кончился срок контракта Шмидта; осенью он выехал из России, a вслед за тем Чемесову поручено было, вместе с гравером Тейхером, обучать 12 учеников граверного класса "гравированию Св. Истории, портретов, ландшафтов и архитектурных проспектов". Надзор за учениками и печатным станом возложен в то же время на одного Чемесова; жалованья назначено было ему Шуваловым, в августе 1762 года, 600 рублей, и вслед за тем прибавлено еще 200 руб. В 1763 году окончен Чемесовым неудачный портрет вел. кн. Павла Петровича, который вышел 20 годами старее оригинала, почему и остался неизданным, a Чемесов за труд свой не получил никакой награды (Русские Граверы, изд. 1870 г., стр. 317). В 1764 году изданы Чемесовым два профиля: Г.Г. Орлова (в январе) и Мюниха (в июле), оба с рисунков Девелли; и портрет Волкова (в марте); a в 1765 году портрет И.Г. Орлова. В делах академии нет сведений о времени издания остальных работ Чемесова, - портретов Г.Г. Орлова и гр. Сиверса, с оригиналов Ротари, и профиля Чемесова, с рисунка Девелли; первый сделан под сильным влиянием Шмидта и, вероятно, при его помощи (в 1762 году); второй, судя по приемам, выполнен одновременно c портретом Ив. Г. Орлова (в 1765 г.); последний, самое грациозное и талантливое произведение мастера, был, кажется, его предсмертною работою. В последние два года (1764 и 1765) Чемесову пришлось испытать немало неприятностей; покровителя его, И.И. Шувалова, человека доброго, искреннего и настоящего любителя художеств, заменил сухой и придирчивый Бецкой. Начались мелкие привязки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей; но более всего подействовало на Чемесова пренебрежение, оказанное ему новою академией: в 1764 году, когда была утверждена эта, так называемая, большая Академия художеств, директорами ее были назначены Жилет, Ла-Мотт и Торелли, a Чемесов пропущен вовсе. Это так оскорбило его, что он тогда же, 7 января 1765 г., подал просьбу об увольнении его из академии, причем представил в Совет 14 гравированных им досок, с отпечатками с них, предлагая купить их y него за 250 рублей. Отставка дана ему необыкновенно скоро - тем же 7 января. Причем о досках его ничего не упомянуто. Раздраженный Чемесов написал 2 февраля конференц-секретарю Солтыкову: "Ежели Академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными досками и эстампами Академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Обидевшиеся дерзновенным письмом его члены решили (7 марта) выдать ему за 13 досок требуемые им 250 руб., a 14-ю, с портретом Чемесова, возвратить ему обратно, вместе с отпечатками с оной. По выходе из академии Чемесов перечислился на службу, с чином коллежского ассесора, в Кабинет, под начальство своего покровителя, графа Сиверса. Он умер 30 августа 1765 года от горловой чахотки и погребен на кладбище Невского монастыря [В "Описании С.-Петербурга" Богданова (СПб., 1779, стр. 432 и в Петерб. Некрополе, Саитова, М., 1883) приведена под № 160 следующая надпись над могилой Чемесова: "1765 году, Сентября 1 дня, на сем месте погребен бывший при Кабинете коллежский асессор Евграф Петров сын Чемесов, преставился Августа 30 дня, 1765 году, от роду ему было 28 лет".].

Штелин говорит, что Чемесову дан был титул придворного гравера и пенсион (Рус. Граверы, 1870, стр. 318).

1. Ф.Г. Волков, первый русский актер, в роли Синава (оригинал Лосенки находится в Акад. художеств): "Писал А. Лосенков | Федор Григорьевич Волков. | Родился 1729 г. Февраля 9 дня, умер Апреля 4 дня 1763 г. | Желая сохранить память сего мужа, вырезал я - cïe лица его изображение и вручением оного Николаю | Николаевичу Мотонису и Григорью Васильевичу Козицкому | по завещанию его самого, любезного моего и их друга, свидетельствую искреннюю мою к ним дружбу. | Евграф Чемесов". 6.2 x 4.9. Старые хорошие отпечатки этого листа редки; 2-е, новые, еще довольно сносные, с доски, хранящейся в Акад. художеств, продаются по 50 коп.

2. Екатерина II, в профиль влево (ориг. Ротари, находится в Эрмитаже): "Писал Г. Ротари - на меди чрез крепк. водк.: зделал Е. Чемесов в Санктпетербурге 1762 Г."; и стихи: "Природа в свете Тебя... нас наградила" [Стихи эти сочинены кн. Е.Р. Дашковой.]

**). 8.4½ х 7.1. Для этой гравюры были изготовлены Чемесовым еще четыре дощечки, для печатания ими разных подписей под портретом (вместо находящейся на самой доске оригинальной подписи); одна из этих дощечек со стихами Сумарокова: "Сия избавила от Уз... Ст: дел: А: сумар.". Другая со стихами Ломоносова:

"Прекрасный видиш... и Метал. МЛ". Третья с латинской подписью: "G.K." (Каржавина); и четвертая с греческою подписью: "N.M.".

3. Имп. Елисавета Петровна; поясной портрет (оригинал в Романовской галерее); большая доска, отлично выгравированная резцом по водке: "L. Tocqué pinx. - Е. Tchemesow Sculp. Petropoli in Caesarea Academia Artium 1761. | Elisabeta Prima, | Imperatrix et Autocratrix | Omnium Rossiarum". Внизу слева цифра: "3". - 14.9½ х 10.5½. - Якоби приписывает исполнение этого листа самому Шмидту. 1-е отпеч. неконченые (один экз. в Венском императ. собрании; другой в Франкфуртском (на Майне) музеуме, куплен y Другулина в 1868 г. за 30 талеров); 2-е с ошибкой в подписи: "Arcium" (вместо Artium), и без цифры: "3"; около орла в гербе, справа, нет еще тени; y И.М. Остроглазова. 3-и старые, хорошие отпечатки довольно редки и ценны, и 4-е новые, очень плохие, с сильно истертой доски, находящейся в Акад. худож. (прод. 1 p.).

4. Елисавета Петровна. Знаменитый портрет ее в черной мантилье, с ориг. Ротари, самый похожий из всех, по замечанию Штелина. Самый оригинал Ротари, оставшийся (у И.И. Шувалова) неконченным за смертью императрицы, находится в настоящее время в Гатчинском дворце. Портрет поясной, гравирован крепкой водкой и сухой иглой; лицо слегка пройдено резцом: "Elisabeta Prima. | Imperatrix et Autocratrix | Omnium Russiarum | Sculp. E. Tchemesow. 1761 г." - 10.7½ х 7.7. 1-e отпеч. без подписи; Albertina; во 2-х кружевная мантилья очень живописна и прозрачна; на нижнем поле ясно видны пробы иглою и черты линеек, между которыми вырезана подпись; в 3-х черты эти и проба стерты; мантилья получила серый, однообраэный тон; 4-е новые отпеч., довольно плохие, с доски, хранящейся в Акад. художеств (продаются по 1 p.).

5. Б.Х. Мюних (1683-1767), генерал-фельдмаршал; по грудь, в профиль; в медальоне, повешенном на каменной стене: "Bourchard Christophe | Munnich... I. De Velly del - E: Tschemesoff Scul. 1764". - 8.7 х 5.9. - Портрет превосходно выгравирован крепкой водкой и сухой иглой; но, по замечанию Штелина, не схож, и потому не был издан (см. Русс. Граверы, 1870 г., стр. 321). - Старые отпеч. довольно редки; 2-е, новые и довольно сносные, с доски, хранящейся в Акад. худ., продаются там по 50 коп.

6. Граф Г.Г. Орлов; в профиль, по грудь, вправо; в медальоне, повешенном на каменной стене: "Граф Григорий Григорьевич Орлов"; и стихи:

"Что можно начертать искусною рукою..." "...Рисовал I. Девеллий. - Вырезал Е. Чемесов".

Гравир. крепкой водкой и сухой иглой. 8.6 х 6. - Отпечатки этого листа трех видов: 1-е, с приведенными выше стихами; 2-е, с другими стихами: "Чие ты зриш лице... Ст. сочинил А: Сумароков"; 3-и, новые, плохие, с истертой доски, хранящейся в Акад. худож. (цена 50 коп.).

7. Граф Г.Г. Орлов; поясной; внизу аллегорическое изображение царицы (Екатерины II), опирающейся на щит с русским государственным гербом; перед нею в облаках двуглавый орел держит щит с вензелем: "Е.А." (Екатерина Алексеевна): "Российской Империи граф Григорий Григорьевич Орлов | писал Ротари - вырезал Е. Чемесов". Гравир. резцом. 12.6½ х 8½.

Якоби полагает, что вся доска гравирована Шмидтом. Штелин замечает, что этот портрет не имел никакого сходства и что Чемесов оправдывался несходством самого оригинала Ротари. Штелин рассказывает, между прочим, что Орлов послал экземпляр этого портрета старику Бестужеву (канцлеру), который взамен прислал ему свой собственный портрет, гравированный Бернигеротом, с рисунка Преннера, сделав при этом внизу надпись: Рагоии, так как и этот последний портрет отличался таким же несходством, как и портрет Орлова.

Старые, хорошие отпечатки портрета Орлова довольно редки; 2-е, новые, с доски, находящейся в Акад. художеств, очень плохи (продавались по 1 руб.).

8. Иван Григорьевич Орлов; поясной, 3/4 вправо, в четырехугольнике (ориг. Рокотова находится в селе Отраде, гр. Орлова-Давыдова); гравир. резцом: "Пис. Ф. Рокотов - вырез. Е. Чемесов"; и стихи:

"Ни мало сей в себе тщеславья не являет...

...Стих. сочин. А. Сумароков". - 7.2 x 6½.

9. Вел. кн. Павел Петрович: "Е. Tchemesoff sc. 1763". Этот портрет остался неизданным за несходством. У Другулина в 1863 году куплен за 3 талера; другой экз. был продан в 1870 г. y Аппенцеллера в Цюрихе за 4 франка. Я не видал его.

10. Петр I, в латах и Андреевской ленте; поясной; внизу русский герб: "Pierre le grand, empereur de toutes les russies". И стихи: "Ses loix et Ses travaux... | Peint par I.M. Nattier | membre de l'Academie R. de Paris. - Gravé par E. Tchemesoff, | Elève de l'Academie I. des beaux | Arts de St.-Petersbourg".

Портрет гравирован тонким, щегольским резцом; по уверению Якоби, лицо награвировано самим Шмидтом (Iacobi, Catalogue raisonné de l'oeuvre de G.F. Schmidt. Londres, 1789). Доска назначалась для истории Петра, заказанной Волтеру. Этот портрет известен в трех отпечатках: 1-е. Прежде стихов и подписей мастеров, с одною надписью кругом овала; единственный известный экз. находится в моем собрании; 5.4 x 3.10½. В Публичной библиотеке находится экземпляр этого вида, с следующими русскими стихами, отпечатанными на нижнем поле, посредством особой дощечки:

"Каков был видом Петр удобно то помыслить:

Но славных дел Его ни как нельзя исчислить.

А.С." (т. е. Сумароков).

2-е с приведенными выше французскими стихами и подписями; они не редки. 5.5 x 3.10½.

3-и. С совершенно истертой доски, находящейся в Акад. художеств, не представляют и тени прежнего оригинала (цена 50 коп.).

Гравюра Чемесова делана прямо с подлинника Натье, находившегося y гг. Нарышкиных; с нее копировали, в ту же величину, русские мастера Колпашников и Антипьев.

11. Граф Карл Ефимович Сиверс (1710- 1774); поясной: "Писал. Ротари - Вырез. Е. Чемесов | Augustissimae omnium Rossiarum Imperatricis | supremus Aulae Praefectus..." Гравир. резцом, фон крепкой водкой. 8.2 х 6.11. Во 2-х отпеч. на кафтане пригравировано золотое шитье по швам; тени кафатана усилены резцом; внизу приделан герб и подпись вырезана вновь (без изменений), в два столбца, по сторонам герба.

12. Барон Александр Сергеевич Строганов (1734-1811), президент Академии художеств; поясной, в профиль, вправо; гравир. сухой иглой; на фоне, слева, подпись навыворот: "Зделал Е. Чемесов 1761 АК.". Единственный известный экземп. в моем собрании; на нем рукою Штелина, внизу, помечено: "Soll seyn der Bar. Stroganoff. Gestochen von E. Tchemesoff in seinen Lehrjahren"; 5.1 x 3.11. Доска еще в 1780 году хранилась в Акад. наук; в росписи этого года помечено, что портрет барона Строганова гравирован Чемесовым, с рисунка Шмидта (Рус. Грав., 1870 г., стр. 101, № 46).

13. Сам Чемесов - по грудь, в профиль, вправо, в медальоне; кругом, в рамке медальона, надпись: "Е. Чемесов, вырезан им самим; a рисован его приятелем И. Девеллием". Медальон повешен на стене, на которой внизу подпись: "I. de Velly del. - E. Tchemesoff Scu.". Вся гравюра выполнена крепкой водкой и сухой иглой; 6.9 x 5.4½. Экземпляры этого первоклассного листа, могущего стать наряду с офортами Шмидта, чрезвычайно редки.

14. И.И. Шувалов, основатель Московского университета и Академии художеств; по грудь; грав. резцом; оригинал Ротари находится в Гатчинском дворце: "Иван Иванович Шувалов. | П.Г. Ротари - В.Е. Чемесов. | В. С. П. Б. 1760 г. 1" (т. е. в С.-Петербурге в 1760 году, 1-я доска). 3.3½ х 2.7.

15 и 16. Две доски Анатомий, о которых упоминается в Академической Описи Головачевского. Отпечатки с них неизвестны; самые доски были уничтожены.

17. Пригласительные билеты на пиры графа Орлова, о которых упоминает в биографии Чемесова П.Н. Петров (стр. 15 и 16), - мне не попадались.

Гелиогравюры со всех портретов работы Чемесова, с разницами в отпечатках, помещены в моем издании: "Русский гравер Чемесов; СПб. 1878", в лист (с 17 гелиогравюрами).

Подробный словарь русских граверов 16-19 вв. / Д.А. Ровинский. - Санкт-Петербург, 1895.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia