Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Серебряков





Серебряков, Константин Терентьевич

[5(17)6.1852, Тамбов - 1919, Петроград] - арт. оперы (бас-профундо), камерный певец и педагог. Род. в семье священника. Образование получил в Петерб. ун-те (юридический ф-т), по окончании к-рого в 1880-87 работал в мин-ве юстиции. В 1879-80 как любитель обучался пению в Петерб. конс., позднее учился у Ф. Комиссаржевского, с 1883 брал уроки пения и теории музыки у дирижера Мариинского т-ра К. Кучеры. сцен. искусству и мимике обучался у Ф. Кшесинского. В1892 совершенствовался в пении в Италии. В 1887-1919 солист петерб.-петрогр. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Сусанина - "Жизнь за царя" М. Глинки). Гастролировал в Москве (т-р "Аквариум"), Одессе (летом 1889 и 1890), Н. Новгороде (1897-99), Тифлисе (1907), Праге (летом 1900 в составе Товарищества рус, оперы, организованного М. Долиной). Обладай сильным (особенно в нижнем и среднем регистрах) певучим голосом "бархатного" тембра. В нач. сцен. деят-сти больше всего производил впечатление на слушателей силой голоса: с годами пение приобрело пластичность и выразительность. Репертуар включал св. 100 партий в 68 операх.

1-й исп. партий: Бурундая ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Морозова ("Князь Серебряный" Г. Казаченко), Рене ("Иоланта"), Ивана Журана ("Чародейка"), Агамемнона ("Орестея"), Епископа ("Корделия", 2-я ред.), Графа Савуази ("Сарацин"), Соран Бареа("Сервилия"); в Мариинском т-ре - Бибиены ("Рафаэль"), Собакина ("Царская невеста"). Царя морского ("Садко"), Токмакова ("Псковитянка", 3-я ред.). Балбила ("Нерон"), Кресцеля ("Сказки Гофман"), Рокко ("Фиделио), Коллена ("Богема"), Судьи ("Вертер"): в Петербурге - Бибиены ("Рафаэль"); на рус. сцене - Начальника стражи ("Суламифь"), Марк" ("Тристан и Изольда"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончак (одни из первых исп., чередовался с М. Корякиным), Варлаам, Андрей Дубровский (один из первых исп., чередовался с Ф. Стравинским), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Элиаким, Жемчужный, Гремин, Собакин, Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Марсель, ("Гугеноты"), Рамфис, Ландграф, Фарнер, Хундинг. Др. партии: Руслан. Светозар, Старик-странник. Дед Мороз, Варяжский гость, Фехердин. Чуб ("Черевички"), Тибо ("Орлеанская дева") Озия, Фадладин; Самиэль, Цунига, Мефистофель ("Мефистофель"), Дон Педро, Фарнер ("Зигфрид" и "Золото Рейна"), Генрих-Птицелов. Партнеры: А. М. Давыдов, И. Ершов, В. Касторский, М. Кузнецова. Л. Липковская, Ф. Литвин, Л. Собинов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Аренского, Ф. Блуменфельда, Г. Казаченко, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника. В 1912 получил звание "Засл. артист имп. театров".

С 1900 вместе с Е. Мравиной концертировал по городам России. В камерном репертуаре певца были романсы М. Глинки. А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, П. Чайковского, А. Глазунова, Л. Малашкина. Выступал также в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в "Торжественной мессе" Дж. России, 4-й и 9-й симфониях Л. Бетховена, Реквиеме В. А. Моцарта, "Легенде о св. Елизавете" Ф. Листа, оратории "Рай и Пери" Р. Шумана.

Преподавал в 4-й петрогр. школе муз. просвещения.

Одним из первых в России начал записываться на грампластинки (28 произв.) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1899, 1901; "Граммофон", 1901; "Зонофон", 1903; "В. И. Ребиков", 1903, 1904).

Лит.: К. Т. Серебряков // Наше время. 1893. № 7; К. Т. Серебряков // Ежегодник имп. театров. Сезон 1911. Вып. 7. С. 130-131; Хроника: 25-летний юбилей сценической деятельности К. Т. Серебрякова // Театр и искусство. 1911. № 49. С 948; Свириденко С. Русская опера в Мариинском театре за 25 лет // РМГ. 1912. № 5. Стлб. 95-96; К. Т. Серебряков. (Некролог) // Бирюч Петротр. театров. 1919. № 17-18. С. 319; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера: 1890- 1910. - Л.; М., 1940. С. 122-124.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia