Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Самуил Миславский





Самуил Миславский

(Симеон Григорьевич) - митрополит Киевский и Галицкий.

Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника.

В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию.

12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона.

По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней.

6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха.

7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии.

С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии.

16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории.

12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь.

28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.

8 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и "прибавочные" классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, 11768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме.

Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка.

Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским.

С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.

Уделяя главное внимание коллегиуму, преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых епископом Петром (Смеличем, † 1744), но ко времени служения преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства епископ Самуил разрешил вновь открыть подготовительные школы, и не только в прежних, но и в других местах. Причем, разрешая открывать школы, он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское.

Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедовали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При епископе Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т. е. выборное начало в приходах стало терять свою силу.

Возвышая свою власть над духовенством, епископ Самуил в то же время всегда был близок к нему, особенно к бедным духовного звания.

Деятельность преосвященного Самуила коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 года запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, достойных и способных к выполнению порученного дела. Вторым указом епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное, лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за ссоры двух монастырей был запрещен крестный ход с иконой Знамения Божией Матери, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, преосвященный Самуил обратился в 1770 году в Святейший Синод с прошением возобновить совершение крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 году.

24 сентября 1771 года епископ Самуил переведен на Крутицкую кафедру и назначен присутствующим Синодальной конторы.

С 16 сентября 1771 года по 20 января 1775 года управлял Московской епархией.

С 17 февраля 1775 года - член Святейшего Синода, в том же году 17 июля награжден алмазной панагией.

С 17 марта 1776 года - епископ Ростовский и Ярославский.

22 сентября 1777 года возведен в сан архиепископа.

22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого.

С 10 апреля 1786 года - священноархимандрит Киево-Печерской лавры.

Скончался 5 января 1796 года. Погребен в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.

Оценивая личность митрополита Самуила, можно сказать, что это всесторонне образованный богослов, искусный и тонкий диалектик, образцовый проповедник, замечательный лингвист, свободно изъяснявшийся на латинском, польском и французском языках и излагавший свои мысли на немецком и греческом языках; гуманный, правдивый, отзывчивый на все доброе, твердый, смелый и настойчиво проводивший намеченные им цели. Со знанием дела он нес свои архипастырские обязанности, стремился завести лучшие порядки в епархиях, которые занимал, возвысить их благоустройство. Заботился о просвещении духовенства и о повышении его нравственного уровня. Памятником его забот о духовенстве служили основанные им в 1776 году училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для духовной семинарии. Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов.

Митрополит Самуил много потрудился и на миссионерском поприще. Им было обращено в Православие более двух миллионов жителей Волыни и Подолии.

Преосвященный Самуил вел праведную жизнь.

За ученые труды был избран членом Российской академии наук.

Труды:

Латинская грамматика. - Киев, 1765. Догматы православной веры (на лат. и рус). - Киев

- 1760.

Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору.

Историческое описание Киевской лавры. - Киев, 1799,1801,1804.

Права и преимущества малороссийского духовенства (рукопись лаврской библиотеки). Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича (изд. в Кенигсберге и Москве в 1773-1776 гг.).

Слово на день вступления на престол императрицы Екатерины. - М., 1768. Слово на 21 декабря 1768 года. - СПб., 1769. Слово о силе, правилах и выгодах, в Законе Божием содержащихся. - М., 1776.

Слово о великих предметах учреждений Екатерины. - СПб., 1777; М., 1778. Слово при первом служении в Киеве 1784 г. - М., 1786. Речи:

Императрице Екатерине в Москве. - М., 1775; Императрице Екатерине при посещении Данилова монастыря. - М., 1775; Императрице Екатерине в Киеве. - Киев, 1787. Слово на Рождество Христово в 1757 году (в рукописи).

Слово на преподобного Феодосия в 1758 году (в рукописи).

Переписка с игуменом Иаковом // Киевские ведомости. - 1857.

Инструкция с расписанием, когда какие предметы преподавать в академии // История Киевской академии, с. 129-130.

Литература:

Рождественский Ф. Самуил (Миславский), митрополит Киевский (с 70 письмами, напечатанными с рукописей Киево-Софийского собора и Киевской консистории). - Киев, 1877. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. - 3-е изд. - СПб., 1910, с. 49. Погожев Е. Н. Идеалы христианской жизни // Е. Поселянин. - СПб., 1913, с. 202. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 91.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. - Киев, 1888, с. 117,196,199. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. - М., изд. Кнебель, [1914], с. 128.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. - СПб., 1827. - Т. 2, с. 279-280. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1403, 1404,1418.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 123. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 8,19, 22, 334, 634,1038.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 40.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 123.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 45, 46. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. - М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913, с. 208.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 375-377. Труды Киевской духовной академии. - 1870, сентябрь, с. 488.

- 1874, март, с. 3; август, с. 406. - 1884, октябрь, с. 286-300. - 1885, май, с. 122-140. Православный собеседник. - Казань, 1909, июль-август, с. 210; ноябрь, с. 599. Исторический вестник. - СПб., 1885, октябрь, с. 95. - 1906, январь, с. 304. Известия по Казанской епархии. - 1879, № 20, с. 590. - 1883, № 23, 24, с. 786. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1871, апрель, с. 653-655.

- 1876, февраль, с. 458; май, с. 49. Духовный дневник. - Харьков, 1864-1866; 1865, № 2.

Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. - М., 1889. - Кн. 2, с. 375. Разговор с митрополитом Филаретом // Русский архив. - М., 1889. - Кн. 2, с. 462. Скворцов Н. Московский Кремль // Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 14. Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. - М., 1916. - Кн. 1, с. 182. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. - СПб., 1900-1905. - Т. 17, с. 35.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 2, с. 1243; т. 10, с. 606-607.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1329, 2403. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 28-а, с. 247.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 18, с. 178-179.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia