Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Рыбаков





Рыбаков, Николай Сергеевич

(р. 02.12.1948) - спец. по онтологии, теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в д.Замогилье Гдовского р-на Псковский обл. В 1971 окончил физ.-матем. ф-т Псков, гос. пед. ин-та, в 1977 - асп. по кафедре филос. при Ленингр. гос. пед. ин-те им. А.И.Герцена. С 1977 по 1993 работал на кафедре фил ос. наук Псков, гос. пед. ин-та, с 1985 по 1990 заведовал названной кафедрой. С 1993 и по наст. вр. заведует кафедрой филос. и социологии образования Псков, обл. ин-та повышения квалификации работников образования. С 1999 - проректор по науч. работе этого ин-та. Канд. дисс. - "Структура и категории эмпирического знания". Докт. дисс. - "Факт. Бытие. Познание" (1994). Опираясь на методол. целочастных отношений, Р. разработал концепцию факта, выйдя за рамки традиц. логико-гносеол. его анализа. Исходя из понимания факта как фундам. категории бытия и познания, осуществил его категориальную развертку, начиная с первичной интуиции факта как того, что имеет место, до выражения его в полной форме как признанной символической представленности бытия в ином. Для обоснования данной концепции рассмотрел модель мира, контуры к-рой таковы: а) мир есть целочастная структура; б) универсальным механизмом, обеспечивающим осуществление отношений между частями и целым, является отношение представленности; в) ядром данного отношения является факт; г) целочастная структура мира наиболее полно и адекватно воспроизводится в так называемой ячеистой модели познания, в рамках к-рой факт функционирует как транслятор смыслов бытия от одной познавательной формы (ячейки) к др.; д) воспроизведение целочастной структуры мира в ячеистой модели познания опосредуется социокультурными факторами. Р. применяет методологию целочастных отношений к разработке модели образования, рассматривая его параметрически как универсум. Образование есть: а) вхождение человека в мир, б) постижение смыслов бытия, в) пробуждение и становления духовности, г) обретение человеком собственного образа. Данные параметры представляют матрицу образования, к-рая может использоваться для анализа образовательного процесса. Р. - Действ. чл. Акад. гуманит. наук, заслуженный работник высшей школы РФ.

Соч.: Единство логико-гносеологического и социально-психологического аспектов научного знания // Философское освоение мира человеком. Л., 1977; О природе эмпирического базиса философского освоения мира. [В соавт.] // Философское освоение мира человеком. Вып2. Л., 1978; Методологические аспекты систематизации категорий // Проблемы развития системы категорий марксистской философии. Челябинск, 1982; Проблема категориальной структуры эмпирического уровня естественнонаучного познания // Гносеологические аспекты естественнонаучного познания. Вологда, 1985; На перекрестках мировоззрений. [В соавт.]. Псков, 1993; Познание как предмет философского исследования. Псков, 1993; Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994; О смысле образования // Инновационная деятельность в системе образования. Псков, 1995; Мир знания // Двенадцать лекций по философии. Текст лекций. [В соавт.]. Екатеринбург, 1996; Дело философии - дело образования // Педагогический поиск. Традиции, инновации, результативность. Псков, 1996; Н.О.Лосский: онтологическая теория ценностей // Апология русской философии. Екатеринбург, 1997; Ум духовный и душевный. [В соавт.] // Теория и экология разума. Вып.6. Тюмень, 1997; Методологический аспект идеи цельного человека (мультидисциплинарный подход: pro et contra) // Полигнозис. М., 1999. № 1; О методологии цело-частных отношений // Там же. М., 2000. № 1.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia