Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Лядова





Лядова, Вера Александровна

- дочь капельмейстера балетной труппы и даровитого музыканта Александра Николаевича, родилась 15 марта 1839 г. и с 10-летнего возраста была помещена в Имп. С.-Петербургское театральное училище, где одновременно изучала танцевальное и драматическое искусство. И в том, и другом она делала быстрые успехи, и когда пришло время выпуска, она не знала, избрать ли ей балет или драму. Родители решили за нее этот выбор в пользу балета, и в марте 1858 г. Лядова была выпущена из театрального училища корифейкой. Здесь молодая артистка скоро выдвинулась и обратила на себя внимание, как талантливая солистка, вследствие чего балетмейстеры стали давать ей роли и отдельные, преимущественно характерные па, в которых она была неподражаема. Так, напр., в сцене и пляске малороссиян, в заключительном дивертисменте балета "Конек Горбунок" и в заключительном танце балета "Грациэлла" Лядова постоянно возбуждала восторг зрителей. Удавались ей роли Амура в "Фиаметте", Гали в "Золотой Рыбке", роли в "Пакеретте", "Маркитанке" и "Тщетной предосторожности". Играла Лядова также немую к "Фенелле" и своею осмысленною, полною жизни и огня игрою выказала замечательный драматический талант.

Так прошли семь лет и, казалось, круг артистической деятельности Лядовой должен был ограничиться балетною сценою, но случайное обстоятельство совершило крутой переворот в ее судьбе. Актриса русской драматической труппы Е. М. Левкеева, зная разнообразный талант Лядовой и желая пополнить свой бенефис интересною новинкою, уговорила Лядову принять участие в этом бенефисе. Молодая артистка дала свое согласие и 25 октября 1865 г. в первый раз явилась на сцене Александринского театра в водевиле "Барская спесь и Анютины глазки", в роли Анюты, деревенской девушки. К удивлению многих, Лядова вышла торжествующею из этого опыта: естественная, умная, бойкая игра, уменье найтись на сцене, понимание характера роли и, наконец, превосходное исполнение русских песен и куплетов - все это вызвало всеобщий восторг. Но и после такого несомненного успеха Лядова, как бы не доверяя своим силам и способностям, продолжала оставаться в балетной труппе. Только по истечении 3-х лет, в 1868 г., она решилась явиться на сцене Каменоостровского театра в водевиле "Мельничиха в Марли" и в продолжение того же лета играла в нескольких пьесах в Красносельском театре. Удача этих дебютов и потом громадный, неслыханный успех в оперетте Оффенбаха "Прекрасная Елена", данной в бенефис Яблочкина на Александринском театре в 1868 г., убедили артистку в том, что настоящее ее призвание - драматическая сцена, на которую она и перешла окончательно. Колоссальный успех Лядовой в "Прекрасной Елене" был событием в общественной жизни Петербурга. Артистка вдумалась в роль, поняла ее и изобразила не кокотку, а женщину, сильную своим чувством, для которой любовь не развлечение, а вопрос целой жизни, увлечение которой может быть и прочно. Придав такой характер роли Елены, Лядова оставила за собою всех других исполнительниц этой роли. Публика однако не вполне поняла артистку, увлекшись только внешнею стороною ее таланта, - бойкостью исполнения и грациозностью актрисы, а Лядова, в угождение большинству, стала появляться в ряде пьес, то специально для нее возобновленных и которые далеко не стоили возобновления, то во вновь составленных и переведенных, которые были еще хуже старых. К таким пьесам принадлежали: "Царство женщин", "Слабая струна", "Все мы жаждем любви", "Маленький Фауст" и др. Но талант Лядовой сказался и тут: и в этих ничтожных пьесах она была неподражаема, заставляя еще более сожалеть о бесплодной трате богатого дарования. Вступив на этот ложный путь и встречая постоянные восторги, немудрено что артистка с него уже не сходила. Последняя роль, в которой Лядова имела огромный успех, это роль Периколлы в оперетке "Птички певчие". Скончалась Лядова 24 марта 1870 г. в Петербурге.

"Всемирная Иллюстрация", 1870 г., № 66. - "Иллюстрированная Газета", 1870 г., №№ 14, 18.

М. Попов.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia