Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Лосский





Лосский, Владимир Николаевич

[25.05(07.06).1903-07.02.1958] - спец. по средневекой филос., богословию, церковной истории. Род. в Геттингене. Сын Н.О.Лосского. В 1920 поступил в Петроградский ун-т, учился на ист.-филол. ф-те. В 1922 вместе с семьей вынужден был покинуть Россию. Продолжил обучение в Праге. Занимался в семинаре у Н.П.Кондакова, известного византолога и искусствоведа. Затем переехал в Париж. Окончил Сорбонну (1927). Занимался науч.-иссл. работой и преподавал богословие в Париже в Ин-те Св. Дионисия. В 1928 стал членом Православного братства им. св. патриарха Фотия, учрежденного для утверждения православия во Франции. С этого времени Л. становится активным защитником канонического единства Рус. церкви, начинают выходить его богословские труды. Во время Второй мировой войны вступил в ряды Франц. Сопротивления, был в фашистском концлагере. В декабре 1944, после освобождения Франции, в Париже был создан Франц. православный ин-т, в к-ром Л. несколько лет вел курсы догматического богословия и церковной истории. Один из рук. Содружества им. святых Албания (первого англ. мученика) и Сергия Радонежского, созданного для поиска путей к глубокому и плодотворному диалогу между православной и англиканской Церквами. В посл. годы своей жизни преп. на Пасторских курсах при западноевроп. Патриаршем Экзархате, в 1956 посетил СССР. Скончался в Париже. Л. дал глубокий анализ теологич. и филос. учений греч. отцов Церкви, существенные мотивы к-рых были унаследованы рус. филос. (и рус. мировоззрением в целом) благодаря православию. Он реконструирует характерную для греч. патристики онтологию личности, трактовку отношений человека и Бога (в частности, сравнивая роль понятий заслуги в зап. теологии и соработ-ничества, синергии - в вост.); показывает значение идеи обожения человека и мира; раскрывает глубокий смысл апофатического (отрицательного) метода познания, стремящегося "познать Бога не в том, что Он есть (то есть не в соответствии с нашим тварным опытом), а в том, что Он не есть". Перу Л. принадлежит одно из лучших иссл. мистической традиции Вост. Церкви. Только посредством дух.-мистического познания ("гно-сиса"), считает он, возможно "созерцание Божественного света пресвятой Троицы; это - полнота сознания... и вхождение в жизнь вечную" ("Очерк мистического богословия Восточной Церкви"). Для Л. характерна метафиз. неудовлетворенность построениями рус. философов - представителей поколения его отца. В его иссл. выявляются богатые возможности византийской метафизики, отвечающие потребностям рус. мировоззрения.

Соч.: Спор о Софии. Париж, 1936 (М., 1996); Essai sur la theologie mystique de VEglise d'Onent. Paris, 1944 (Русский перевод: Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. № 8. 1972; Там же перевод франц. лекций по догматике); The meaning of Icons (in collaboration with L.Uspensky). L., 1947; La vision de Dieu. 1961; Св. Иоанн Дамаскин и византийские учения о духовной жизни. Париж, 1968; Апофаза и троическое богословие. Богословие образа. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. 1975. № 14; Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996.

И.Ю. Алексеева



Еще в энциклопедиях