Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Леонова





Леонова, Дарья Михайловна

(по первому мужу Гильдемейстер) [9(21).3.1829 {в нек-рых источ. 4. (16).3.1834}, Вышний Волочек Тверской губ., ныне Калинин. обл. - 25.1 (6.2).1896, Петербург] - арт. оперы (контральто), драмы, камерная певица и педагог. Род. в семье отставного офицера (из беглых крепостных крестьян). С 1839 жила с родителями в Петербурге. С 1849 вольноприходящая воспитанница Петерб. театр. уч-ща, где обучалась пению у Быстрова (определившего ее голос как сопрано), затем у Н. Вителяро (как контральто). В марте 1850 дебютировала в концерте, где исп. каватину Изабеллы ("Роберт-Дьявол"), затем выступила в роли Катерины в комедии-водевиле "Катерина - золотой крестик". В том же году дебютировала как оперная певица в партии Вани в Эпилоге из "Жизни за царя" на сцене петерб. Александрийского т-ра. Здесь же с успехом участвовала в драм. спектаклях ("Русская свадьба" П. Сухонина, "Русские святки" П. Каратыгина, "Пир у поэта Катулла" Г. Данилевского), водевилях (одна из лучших ее ролей в этом жанре - Параша - "Ворона в павлиньих перьях"), дивертисментах, где с большим мастерством исп. рус. нар. песни ("Лучинушка", "Травушка") и романсы А. Варламова, О. Дютша. Выступала также в одноактных операх "Нюрнбергская кукла", "Свадьба Жанетты" и др.

Зимой 1854/55 совершенствовала свое мастерство под рук. М. Глинки (композитор написал специально для Л. вокализы), по совету к-рого с 1855 занималась у А. Лодия. Обладала звонким, сильным голосом широкого диапазона (от соль малой октавы до до 3-й), природной музыкальностью, чистой интонацией и ярким сцен. дарованием, особенно проявлявшихся в характерных ролях. Один из муз. критиков писал о Л.: "С эластичностью истинного дарования применилась к требованиям Новой русской школы и умела пленять речитативом, игрой, редким пониманием костюма, духа, смелым реализмом" ("Голос". 1876. № 263). В 1852 под рук. М. Глинки подготовила партию Вани, в к-рой осенью того же года дебютировала в петерб. Т-ре-цирке. В 1856 с большим успехом выступила в партии Лукреции Борджиа. В том же году по совету М. Глинки отправилась в Берлин, где нек-рое время совершенствовалась в пении у Дж. Мейербера, затем три месяца в Париже у Д. Обера. Одновременно выступала в концертах с исп. рус. нар. песен и оперных арий. Позднее гастролировала по городам Германии, Франции, Бельгии и Польши (в Варшаве ее слушал С. Монюшко). Зарубеж. критики называли Л. "чудным русским бриллиантом". Вернувшись в 1858 в Россию, вновь была принята в Мариинский т-р. В 1873, в результате разногласий с зав. репертуаром имп. т-ров П. Федоровым, была вынуждена покинуть оперную сцену. В 1858 была приглашена в Москву. Здесь исп. партию Азучены. В 1866 гастролировала в Перми, где выступала в драмах, водевилях, операх и концертах. В 1885 по просьбе С. Мамонтова выступила в партии Спиридоновны. В репертуар певицы входило 14 партий в операх рус. композиторов и 12 - в операх зарубеж. композиторов.

1-я исп. партии: Степановны ("Фомка-дурачок"), Княгини ("Русалка"; эту партию готовила под рук. А. Даргомыжского), Казака Поливоды ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Ганксы ("Кроатка, или Соперницы"), Оксаны ("Запорожец за Дунаем"; С. Гулак-Артемовский написал эту партию в расчете на исп. Л.), Скульды ("Рогнеда"), Варвары ("Гроза"), Маргареты ("Вильям Ратклиф"), Еремеевны ("Наташа, или Волжские разбойники"), Спиридоновны ("Вражья сила"; эта партия была написана А. Серовым специально для певицы), Власьевны ("Псковитянка", 1-я ред.); в Мариинском т-ре - Марты ("Фауст"); в Петербурге - Азучены ("Трубадур"); в Екатеринбурге - Азучены; на рус. сцене - Миссис Педж ("Виндзорские кумушки"), ? ("Густав III"). Лучшие партии: ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда", специально для певицы А. Серов переделал сопрановую партию на контральтовую), Хозяйка корчмы, Марфа ("Хованщина"), Лукреция Борджа, Азучена, Ортруда. Марта ("Марта, или Ричмондский рынок"). Др. партии: Наина; Эльвира ("Дон Жуан"), Леонора ("Фаворитка"), Памела, Паж Урбан, Гедвига. Партнеры: С. Гулак-Артемовский, Е. Лавровская, И. Мельников, Ф. Никольский, Д. Орлов, О. Петров, Ю. Платонова. Пела п/у К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна.

М. Глинка высоко ценил "самородный русский талант" певицы, составлял программы ее выступлений, посвятил Л. ряд произв., в т. ч. "Вальс-фантазию", цыганскую песню "Я пойду, пойду косить", романс "Молитва" ("В минуту жизни трудную"), специально для ее голоса оркестровал романсы "Не называй ее небесной", "Ты скоро меня позабудешь", "Ночной смотр". Л. была одной из первых исп. его романсов "Утешение" и "Не говори, любовь пройдет" и дуэтино "Вы не уйдете вновь".

Оставив оперную сцену в 1873, продолжала выступать на конц. эстраде в России и за границей. Обращала большое внимание на стих. текст (постоянно оттачивала дикцию), муз. фразировку и стиль исп. произв. Камерный репертуар включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина (композитор посвятил певице романс "У людей-то в дому"), Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи и больше всего соч. M. Mycopгского. В 1873 с триумфом гастролировала в Вене, Париже, Варшаве и Берлине, где исп. произв. рус. и зарубеж, композиторов (в числе последних - романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана). Зарубеж. критики сравнивали арт. с певицами Дж. Гризи и М. Альбони. В 1874-76 гастролировала вначале по России (Рыбинск, Кострома, Пермь, Екатеринбург, Н. Тагил, Тюмень, Омск, Барнаул. Томск, Красноярск, Иркутск, Чита, Нерчинск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток), затем на рус. военном корабле "Боян" отплыла в Японию, где с огромным успехом выступала три месяца во многих крупных городах (в т. ч. на Иокогаме). в конце 1875 посетила Китай (Шанхай и Ханькоу), в 1876 - США (Сан-Франциско. Чикаго, Филадельфия, Нью-Йорк). Возвратившись в Россию, выступала в благотворительных концертах в пользу сирот и вдов воинов, погибших на русско-турецкой войне, а также для рабочих, солдат, моряков и студентов.

С 1878 многие творческие планы Л. были связаны с Мусоргским, оказавшим большое влияние на ее творчество. В июле - окт. 1879 они провели совместные гастроли по городам Украины и России (Полтава, Николаев, Елизаветград. Херсон. Одесса, Ялта, Ростов-н/Д, Воронеж. Тамбов. Тверь). Л. исп. вокальные произв. Мусоргского (в т. ч. "А он забыт, один лежит". "Забытый" и специально для нее написанную во время этих гастролей "Песенку о блохе"), произв. композиторов "Могучей кучки", а также Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена. Мусоргский отмечал громадный "художественный успех" этой поездки. "Что за необыкновенный человек! Энергия, мощь, коренная глубина чувства - все. неизбежно увлекающее и приковывающее... Дарья Михайловна звучала необыкновенно свежо и сильно, а экспрессии ей не занимать стать... Честь и слава ей, гордо держит знамя русского музыкального искусства!" Композитор посвятил певице "Гаданье Марфы" из "Хованщины" (1878), "Песню Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе" и пьесу для ф-п. "На южном берегу Крыма" (1879). Л. 1-я исп. его произв. "Гопака", "Песни Мефистофеля о блохе", "Песни Марфы" (с орк., 27 ноября 1879, п/у Н. Римского-Корсакова), партии Марфы в заключительной сцене последней картины "Хованщины".

В сезоне 1881/82 по приглашению А. Рубинштейна участвовала в симф. концертах памяти Н. Рубинштейна. Нередко выступала в концертах как чтец (произв. А. Пушкина, отрывки из романа Ф. Достоевского "Братья Карамазовы").

Талант Л. высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, А. Серов, В. Стасов, А. Островский, П. Шостаковский.

Л. вела также пед. деят-сть. В 1880 (вместе с Мусоргским) открыла в Петербурге частные вокальные курсы, в 1888-92 преподавала в Моск. театр. уч-ще. С 1893 давала частные уроки в Петербурге. Ученики: П. Богатырев, И. Виноградов, К. Данаев, Н. Дементьев, А. Додонов, Л. Донской, А. Каратаева, С. Логинова, П. Оленин, О. Павлова, И. С. Петров, Ю. Редер, Л. Собинов, В. Шкафер, Д. Южин, А. Якубовская. "Леонова отличалась там, где требовалось показать романс или арию - особенно наших "русских" классиков: здесь каждое ее замечание было драгоценным. Что же до голосовой техники, выработки дыхания и пр., обработки самого голоса, весь ее метод имел чисто субъективный характер" (В. Шкафер)*.

Л. автор романсов "Слеза" (1855), "Письмо после бала" (1887; исп. в концертах под аккомпанемент Мусоргского).

Соч.: Воспоминания артистки императорских театров Д. М. Леоновой // Историч. вестник. 1891. Т. 43. Янв. С. 120-144; февр., с. 326- 351; март. с. 632-659; апр., с. 73-85.

Лит.: Три письма к Д. М. Леоновой // Муз. свет. 1874. № 1. С. 4-5; Левинсон О. Из области музыки. - М., 1885. С. 295-296; Синкевич В. Былые встречи // Историч. вестник. 1893, апр. С. 90-115; Д. М. Леонова. (Некролог) // Ежегодник имп. театров. Сезон 1895- 1896. - СПб., 1896. С. 499; Корш Е. Брызги памяти // Историч. вестник. 1911, окт. С. 156 - 160, 164; Модзалевский Б. К биографии Глинки. (Несколько неизданных писем) // Музыкальная летопись: Статьи и материалы. Вып. 3. - Л.; М., 1925; М. П. Мусоргский: К 50-летию со дня смерти. 1881 -1931. Статьи и материалы. - М., 1932; Шкафер В. П.* Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890-1930. - Л., 1936. С. 14-38; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. - М.; Л., 1937. С. 228; Канн Е. Забытый вальс. (Из биографии русской певицы Д. М. Леоновой) // Огонек. 1946. № 8. С. 30; Штейнберг А. Д. М. Леонова // Сов. музыка. 1946, № 2-3; Яковлев В. В. Д. М. Леонова. - М.; Л., 1950; Глинка М. И. Литературное наследие. Т. 2: Письма и документы. - Л., 1953; Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. - М., 1955. С. 421; Гарденин В. Гастроли в Сибири известной русской певицы Дарьи Леоновой (1874-75 гг.) // Томск. 1955. № 8. С. 160-162; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. - М., 1960. Т. 1. С. 45, 85, 157, 376-379; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836-1856. - Л., 1969; Ларош Г. А. Избранные статьи. - Л., 1976. Вып. 3. С. 91, 123; Pимский-Коpсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. - 9-е изд. - М., 1982. С. 168; Шиков В. Музыканты Верхневолжья. - М., 1984. С. 39-51; Его же. У истоков нашей эстрады // Волга. 1984. № 1. С. 161 -169; Его же. Русское диво. - Калинин: Моск. рабочий, 1987; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. - Пермь, 1987. С. 37- 38.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia