Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Куклин





Куклин, Николай Никанорович

[27.4(9.5). 1886, Выборг - 8.7.1950, Ленинград] - арт. оперы (драм. тенор), камерный певец и педагог. Засл. артист РСФСР (1933). Род. в крестьянской семье. В 1902 окончил Рус. уч-ще в Выборге. Пению обучался в 1902-06 в петерб. Придв. певческой капелле, в 1908-14 - Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой). Позднее два года совершенствовался во Франции у Л. Эскалаиса и Ф. Литвин. В 1913 - 14 пел на сцене петерб. Нар. дома, в 1917 -18 - в петрогр. Т-ре муз. драмы, в 1918-47 солист Мариинского т-ра, ГАТОБа, позднее Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. Эпизодически выступал в спектаклях МАЛЕГОТа. В 1924 гастролировал в Берлине и Н. Новгороде. Обладал глубоким голосом широкого диапазона. Исп. поражало слушателей своей экспрессией.

1-й исп. партий: Железнова ("За красный Петроград"), Дымченко ("Лед и сталь"), Чапаева ("Черный яр"): в Мариинском т-ре - Хуана ("Дон Кихот"); на рус. сцене - Парсифаля ("Парсифаль"); в СССР - Фрица ("Дальний звон"). Тамбурмажора ("Воццек"). Лучшие партии: Баян, Финн, Самозванец, Княжич Всеволодович. Михайло Туча, Герман ("Пиковая дама"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Хозе ("Кармен"), Ирод, Тангейзер, Зигмунд, Парсифаль, Зигфрид ("Гибель богов"), Погнер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Др. партии: Дон Жуан ("Каменный гость"), Голицын ("Хованщина"), Ахиор, Моцарт, Лыков, Садко; Рауль, Канио, Гофман, Пинкертон, Каварадосси, Мазаньелло; Труфальдино, Петух. Партнеры: Г. Боссе, М. Бочаров, Н. Вельтер, К. Держинская, Ф. Литвин, М. Максакова, В. Павловская, М. Рейзен, О. Слободская, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Гаука, А. Глазунова, В. Дранишникова, О. Клемперера, А. Коутса, Э. Купера, Д. Похитонова, С. Самосуда, Г. Фительберга, О. Фрида. Ф. Штидри.

В 1912-17 принимал участие в общедоступных концертах Муз.-историч. общества им. А. Шереметева (на средства к-рого совершенствовался в пении в Париже). 15 апр. 1912 впервые выступил в симф. концерте, в к-ром исп, сольную партию в Реквиеме Г. Берлиоза. Репертуар включал также сольные партии в кантатах, мессах, ораториях И. Гайдна, Ф. Мендельсона, Реквиеме Дж. Верди, 9-й симфонии Л. Бетховена. Наибольшим успехом в камерном репертуаре пользовались романсы М. Глинки, А. Даргомыжского и П. Чайковского ("Страшная минута"). После 1917 участвовал в концертах для рабочих, солдат и моряков, в 1920-21 входил в состав оперно-конц. труппы Балтфлота и труппы культ.-просвет. отдела Петрогр. Совета профессиональных союзов. В 1921 в концерте, посвященном произв. скандинавских композиторов, исп. финские песни.

В 1909-15 преподавал в различных учебных заведениях Петербурга. В 1934-37 педагог-вокалист в худож. школе при Киров, заводе, в 1934- 40 рук. хора Военно-морского уч-ща им. М. В. Фрунзе, в 1942-47 рук. Ленингр. женского ансамбля песни и пляски противовоздушной обороны (МПВО). Программа ансамбля включала массовые песни, отрывки из опер "Мазепа", "Фауст", "Вильгельм Телль", "Тихий Дон". Коллектив гастролировал в Москве и по городам Прибалтики. После войны ансамбль получил статус профессионального коллектива (Ленингр. гос. женский хор).

Автобиография певца (рук. 1948) - в ЛГАЛИ, ф. 337, оп. 2, ед. хр. 200, лл. 9-11.

Лит.: Н. M-в. Н. Н. Куклин // Рабочий и театр. 1932. № 34. С. 19; Николай Николаевич Куклин. (К 40-летию его творческой деятельности // За сов. искусство. 1947. № 12. С. 5; Н. Н. Куклин (Некролог) // Там же. 1950. № 12. С. 5; Левик С. Ю. Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962; Гордон А., Коннов А. Артисты-бойцы // Сов. музыка. 1965. № 5. С. 146-148; Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917-1922. - Л., 1984. С. 206; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. - Л., 1984. С. 31, 32.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia