Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Калашников





Калашников, Владимир Леонидович

(р. 03.10.1938) - спец. по соц. филос. и политол.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Сызрань Самарской обл. Окончил ист. ф-т Саратовского гос. ун-та (1962). С 1963 - преп. филос. дисциплин. Доц. (1972), проф. (1992). Заведовал кафедрами филос. в Куйбышеве (Гос. ин-т культуры), Москве (Текстильная академия, МОГИФК), в г. Арзамас. С 1995 является создателем и первым ректором Моск. ин-та нац. и региональных отношений. Докт. дисс. - "Методологический анализ национального и интернационального сознания: категории, структура, тенденции развития" (1988). К. обосновал положение о том, что дух. жизнь подвержена интеграционным и ин-тернац. процессам. Он выделил ряд форм нац. отношений. Категории сферы нац. отношений разбиты автором на три группы: а) осн.; б) комплексные; в) дополнительные. Базируясь на применении ряда объективных характеристик, таких, как экон. строй об-ва, форма собственности, ист. формы общности людей, внеш. отношения, язык, тип сознания и др. показатели, К. сгруппировал категории по обществ.-экон. формациям, соединив ист.-генетический, ист.-эволюц. аспект рассмотрения с гносеол. и соц. аспектами. Им предложена основа для дальнейшей разработки системы категорий нац. и интернац. сознания: исходная категория - патриотизм; центр.-нац. сознание; промежуточная - интернац. сознание; завершающая категория - общечеловеч. сознание. Классифицировал структуры обществ. сознания. Им дано обоснование нац. сознания в качестве важной формы обществ. сознания. К. полагает, что нац. и интернац. сознание существуют в качестве самостоятельных видов. Объективной основой многообразия дух. феноменов является совокупная обществ. практика. Всякая форма, вид, подвид обществ. сознания обусловлены, во-первых, экон. материальными отношениями,- это базовая детерминация, осн. фактор развития всех подструктур совр. обществ. сознания вообще; во-вторых, определяются "своими" обществ. отношениями или конкретной сферой деятельности. В гносеол. плане нац. и интернац. сознание, будучи специфическими формами обществ. сознания, существуют как синтез мировоззренческих, филос., соц., экон., полит., ист., моральных и эстетич. взглядов. В онтол. аспекте формы сознания являются частью дух. культуры или стороной дух. жизни об-ва. Интернационализация этнического и нац. сознания является частью, стороной процесса интернациональности. Определение К. нац. сознания таково: нац. сознание есть категория, в к-рой фиксируется понимание нацией, народностью или этнической группой своей общности, вытекающей из двух важнейших условий ее жизни - естеств.-материальных факторов и дух. производства. В посл. годы К. разрабатывает такие темы, как "Современное русское национальное сознание", "Русская цивилизация", "Русский народ", "Национальный характер". К. избран членом Междунар. Славянской академии (1997). С 1998 года является экспертом Комитета Гос. Думы России по связям с соотечественниками и экспертом Мин. национальностей РФ.

Соч.: Интернационализм и патриотизм: история и современность. [В соавт.]. M., 1977; Национальное сознание. М., 1982; Русское национальное сознание и самосознание // Русская нация и обновление. М., 1990; Политология. [В соавт.]. М., 1991, 1992; Понятие и критерии цивилизации // Русская цивилизация и соборность. М., 1994; Национальные отношения. Словарь. [В соавт.]. 1997; Философия. Курс лекций. М., 1997 (изд. 2-е - 2001); Славянская цивилизация. М" 1998 (изд. 2-е М., 2000); Философия. Ч.Н. Уч.-метод. пос. М., 2001.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia