Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Кази





Кази, Михаил Ильич

(1839 - 24 июня 1896 г. в Нижнем Новгороде) - общественный деятель.

Некролог

В Нижнем Новгороде скончался внезапно 24 июня, как сообщил телеграф, заведующий машинным и заводским отделами всероссийской выставки Михаил Ильич Кази.

Покойный был одним из видных общественных деятелей, имена которых пользуются общим уважением. М. И. родился в 1839 году, образование получил в гардемаринских классах в Николаеве (впоследствии закрытых). Начав службу во флоте, он вскоре вышел в отставку с чином капитан-лейтенанта. Он принял деятельное участие в Русском Обществе пароходства и торговли в качестве заведующего делами этого общества и в севастопольском городском управлении сперва в качестве гласного, затем городского головы. Замечательная предприимчивость и неутомимая энергия покойного нашли широкий простор для своего проявления, когда М. И. в 1876 году был приглашен управлять Балтийским судостроительным и механическим заводом. Управляя этим заводом в продолжение 17-ти лет, покойный приобрел репутацию опытного хозяина и администратора, хорошо знакомого с техникой судостроительного и механического дела. При нем завод разросся, расширив и улучшив свои операции, и стал наряду с лучшими европейскими судостроительными заводами. Средства завода увеличились. Были приняты меры к тому, чтобы возможно более обеспечить завод хорошими рабочими.

Ради этого покойный старался поставить рабочих в лучшие условия, и для их детей открыл при заводе ремесленное училище с механической специальностью. При нем построены заводом многие суда нашего флота, из которых назовем: крейсеры "Минин", "Герцог Эдинбургский", "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов", "Память Азова", яхту "Полярная Звезда" и пр. При нем была начата, между прочим, и постройка "Рюрика". С 1893 года покойный участвовал в разработке разных вопросов, возбуждаемых в Министерстве финансов. Он был деятельным членом совета мануфактур и торговли, особого по портовым делам присутствия и многих комиссий, занимавшихся обсуждением способов развития нашего торгового судоходства. В 1894 году М. И. сопровождал министра финансов С. Ю. Витте в его поездке на север. Покойный, в качестве учредителя и директора Архангельско-Мурманского пароходства, хорошо знал нужды Мурмана и верил в светлую будущность этого края. В том же году, когда подготовлялось русско-германское торговое соглашение, он ездил по поручению министра финансов в Берлин для ознакомления с положением вопроса в германском рейхстаге. При разрешении вопроса об устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде М. И. был назначен ее генеральным комиссаром, но вскоре отказался от этого звания, ограничив свою деятельность на выставке ролью заведующего ее машинным и заводским отделами.

Покойный в последнее время был председателем Императорского технического общества; раньше в продолжение многих лет председательствовал в петербургском отделении общества для содействия русскому торговому мореходству. Он обстоятельно знал положение нашего торгового мореходства. Принимая горячее участие в рассмотрении разного рода докладов по улучшению и развитию судоходства в России, покойный всегда ставил на первое место теоретическое и особенно практическое образование исполняющих разнообразные должности на судах. Он требовал, ради развития нашего торгового флота, учреждения судоходных училищ, коренного преобразования действующих морских классов, ограждения русского мореплавания от иностранной конкуренции и уменьшения всякого рода денежных сборов, которым подвергается мореплавание в настоящее время. Председательствуя в секции средних и низших технических и ремесленных учебных заведений первого съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, М. И. сделал несколько ценных сообщений, из которых назовем: "Меры, могущие способствовать развитию русского торгового флота" и "О выдаче дипломов на звание механиков, машинистов и кочегаров", напечатанные в "Трудах съезда" (1890). Избранный в гласные С.-Петербургской городской думы три года тому назад, покойный принимал живое участие в разрешении разных вопросов и, между прочим, председательствовал одно время в комиссии по постройке Троицкого моста.

Будучи одарен практическим умом, обладая большой опытностью и речью блестящего оратора, всегда нервный и отзывчивый, покойный умел не только сам скоро и производительно работать, но и возбуждать энергию к работе в других. Как председатель разных обществ и комиссий, покойный был умелым руководителем прений; его председательское резюме было кратким, ясным и точным, вполне охватывающим главную суть дела. Он никогда не гнался за наградами или отличиями, и в частной жизни отличался скромностью. В обращении с окружающими М. И. был со всеми одинаков, умел разговаривать с простым рабочим так же внимательно и интересно, как и с высокопоставленными лицами. Кто знал покойного, тот уважал его и сохранит надолго память об этом замечательном человеке-труженике.

("Новое Время", 1896, № 7301.)

Библиография

О нем:

"Вестник Европы", 1896, кн. 8, с. 917-918.

"Московские Ведомости", 1896, № 174.

"Новое Время", 1896, № 7303, 7311.

"Исторический Вестник", 1896, кн. 8, с. 560-561.

"Русские Ведомости", 1896, № 176.

"Новости", 1896, № 174.

"С.-Петербургские Ведомости", 1896, № 173, 180.

"Почтово-Телеграфный Журнал", 1896, № 6. "Записки Императорского Русского Технического Общества", 1896, № 8-9.

"Техническое Образование, 1896, № 5.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia