Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Кадмина





Кадмина, Евлалия Павловна

[19.9(1.10). 1853, Калуга - 10(22).11.1881, Харьков] - арт. оперы (меццо-сопрано), драмы и камерная певица. Род. в семье купца. Мать пела в цыганском хоре. Образование получила в Елизаветинском ин-те благородных девиц. По совету Н. Рубинштейна, услышавшего ее голос на одном из концертов, с 1870 обучалась пению в Моск. конс. (кл. А. Александровой-Кочетовой; сцен. мастерство изучала у И. Самарина), к-рую окончила с серебряной медалью в 1873. В мае 1872 выступила в партии Орфея в студенческом спектакле (п/у Н. Рубинштейна), в ноябре пела в симф. концерте РМО. В 1873 дебютировала в партиях Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки) и Азучены на сцене моск. Большого т-ра, где выступала два года. На этой сцене заменяла в спектаклях Итал. оперы заболевших примадонн - Бернарди и Джулиани в партиях Селики и Аннхен. В 1875-76 солистка петерб. Мариинского т-ра. Затем совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии, где вскоре начала выступать в оперных т-рах Милана, Флоренции, Неаполя, Турина. В 1878-79 пела в Киев. опере (антр. И. Сетова), в 1880 - в Харькове (антр. П. Медведева) и Казани. Обладала сильным, ровным во всех регистрах голосом обширного диапазона, теплого, мягкого тембра, ярким сцен. темпераментом и выдающимся драм. талантом. Имела выразительную сцен. внешность. Исп. было лишено всякой аффектации и отличалось изящной простотой. "Кадмина обладает редкою в современных певцах способностью модулировать голосом, придавать ему, смотря по внутреннему значению исполняемого, тот или другой тон, то или другое выражение, и этою способностью она пользуется с тем артистическим чутьем, которое составляет самый драгоценный атрибут ее симпатичного таланта" (П. Чайковский)*.

1-я исп. партии: Леля (в весенней сказке "Снегурочка" А. Островского с музыкой П. Чайковского; Большой т-р, 11 мая 1873; партнеры по премьере - М. Ермолова, И. Самарин, Г. Федотова); в Большом т-ре - Боярыни Морозовой ("Опричник"); в Харькове - Катерины ("Гроза"). Лучшие партии: Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда"), Боярыня Морозова, Амнерис, Азучеиа, Зибель, Паж Урбан. Выступала также и в сопрановом репертуаре (лирич. и драм. партии) - Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Маргарита ("Фауст"), Рахиль ("Жидовка"), Селика. Партнеры: П. Богатырев, С. Гилев, С. Демидов, А. Додонов, П. Радонежский. А. Святловская. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Мертена, И. Шрамека.

В конц. репертуар входили арии из опер (была одной из 1-х исп. "Письма Татьяны" из "Евгения Онегина" на конц. эстраде), романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Даргомыжского. По приглашению Н. Римского-Корсакова исп. в концерте Бесплатной муз. школы соло из II ч. Мессы h-moll И. С. Баха и арию из оратории "Самсон" Г, Ф. Генделя. В 1873 исп. соло из "Гимна" Ф. Мендельсона (ор. 96). Чайковский посвятил певице неск. романсов, в т. ч. романс "Страшная минута" (ор. 28, № 6, 1875).

В 1880 по совету П. Медведева К. перешла на драм. сцену и в составе его антр. гастролировала в Киеве, Одессе, Харькове. Сыграла св. 20 ролей, в их числе - Катерина ("Гроза" А. Островского), Лариса ("Бесприданница" Островского), Софья ("Горе от ума" А. Грибоедова), Офелия и Катарина ("Гамлет" и "Укрощение строптивой" У. Шекспира).

В 1881 покончила жизнь самоубийством, причиной к-рого явилась несчастная любовь. (Выступая в спектакле "Василиса Мелентьева" А. Островского и С. Гедеонова, приняла яд и через несколько дней умерла.) Трагическая судьба актрисы нашла отражение в пьесах А. Суворина "Татьяна Репина" (1887) и Н. Соловцова "Евлампия Рамина", в повести И. Тургенева "Клара Милич" (1882), на сюжет к-рой А. Кастальский написал одноименную оперу (1907), в рассказе А. Куприна "Последний дебют". Поэт С. Андреевский посвятил памяти К. стихотворение "Певица" (Историч. вестник. 1905. № 12. С. 898-899). В 1887 в Моск. конс. была учреждена стипендия имени К.

Соч.: Диана Эмбриако (историч. повесть; незаконч.), три главы в лит. сб.: Помощь братьям (Киев. 1884).

Лит.: Бастунов Э. Д. Калейдоскоп сценических воспоминаний // Историч. вестник (Пб.). 1904. Дек. С. 864-865; Уманов-Каплуновский В. Из воспоминаний о Е. П. Кадминой // Там же. 1905. № 12. С. 897-905; Его же. К воспоминаниям об Е. П. Кадминой // Там же. 1906. № 4. С. 332-333; Канивальский В. Памяти Е. П. Кадминой // Театр и искусство. 1917. № 4. С. 74-75; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. - М., 1953. С. 94, 146, 150, 156, 172; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. - М.; Л., 1937. С. 238-239; Данилов С. С. Русский театр в художественной литературе. - Л.; М., 1939. С. 150-154; Ерофеев И. Е. П. Кадмина // Радянська музика (Київ). 1941. № 1. C. 44-48 (на укр. яз.); Житницкий А. Знакомое лицо // Театр. 1960. № 6. С. 156-157; Яголим Б., Любинская А. Евлалия Кадмина // Муз. жизнь. 1964. № 5; Яголим Б. Прообраз Клары Милич // Сов. музыка. 1968. № 11; Его же. Комета дивной красоты: Жизнь и творчество Евлалии Кадминой. - М., 1970; Кунин И. Книга о Евлалии Кадминой // Муз. жизнь. 1971. № 14; Пыжикова Т. Жемчужина русской сцены // Знамя (Калуга). 1971. 16 мая; Хмелевская Е. Комета дивной красоты // Нева (Л.). 1973. № 12; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873-1889. - Л., 1973. С. 171 - 177; Ларош Г. А. Избранные статьи. - Л., 1975. Вып. 2. С. 77; Его же. Избранные статьи. - Л., 1976. Вып. 3. С. 163; Шатунов Б. Сюжет "Клары Милич" // Орловский комсомолец. 1978. 10 марта; Шамаро А. А. Действие происходит в Москве. - М., 1979. С. 184-186; Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980. С. 31; О Е. Кадминой - "властительнице дум и сердец" // Встречи с прошлым: сб. материалов ЦГАЛИ. Вып. 5. - М., 1984; Петрова К. История одного посвящения // Муз. жизнь. 1984. № 20; Кауфман А. А. Опоэтизированная артистка. (Из воспоминаний). [1912). - в ЦГАЛИ, ф. 1666, оп. 1, ед. хр. 2627; Алчевский Н. А. Воспоминания о Е. П. Кадминой. - Там же, ф. 2430, оп. 1, ед. хр. 3.



Еще в энциклопедиях