Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Иов Борецкий





Иов Борецкий

(Иван Матвеевич) - митрополит Киевский и Галицкий.

Родился в Галиции в местечке Боречи.

Есть предположение, что образование получил в заграничных учебных заведениях.

Окончил Львовскую Братскую школу и с 1604 года стал ее ректором и преподавателем латинского и греческого языков. Затем священник в Киеве.

С 1617 года - первый ректор Киевского Богоявленского Братского училища.

8 1618 году пострижен в монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре.

С 1619 года - игумен этого же монастыря.

9 октября 1620 года Иерусалимским патриахом Феофаном хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан митрополита.

22 марта 1621 года королевскими универсалами был объявлен шпионом и возмутителем республики и подлежал заключению в тюрьму.

25 мая того же года подал протест на митрополита и епископов униатских, распространявших ложные слухи о его самозванстве.

В 1628 году собрал в Киеве большой Собор по разбору дела о переходе в унию архиепископа Мелетия (Смотрицкого, 11633).

Скончался 2 марта 1631 года, не признанный польским правительством в сане митрополита.

Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре.

Митрополит Иов занял кафедру в трудное время, когда большинство епископов в подчиненных Польше епархиях отпало в унию, изменив Православию. Даже Киевскую митрополичью кафедру некоторое время занимали униаты. Потом она пустовала, так как не было возможности поставить туда православного митрополита. Когда в 1620 году в Киеве проездом оказался Иерусалимский патриарх Феофан, весь народ, духовенство, дворянство и запорожские казаки во главе с гетманом П. К. Сагайдачным упросили его поставить им православного митрополита и епископов. Патриарх Феофан выполнил их неотступную просьбу, посвятив митрополита Иова и других. Однако после отъезда патриарха начались ужасающие по жестокости и изуверству преследования православных со стороны иезуитов и униатов.

Как сказано выше, сам митрополит был объявлен шпионом и возмутителем республики, подлежащим заключению в тюрьму, и он был вынужден защищаться, подав в сейм протест против действий униатов. Преследования ненадолго прекратились, когда гетман Сагайдачный, отправленный на войну против турок, услышал о происходящем и вернулся в Малороссию.

В 1621 году митрополит Иов созвал в Киеве Собор для совещания о мерах, какие нужно принять для поддержания православной веры в народе. 15 декабря 1621 года он особой окружной грамотой, названной "Советование о благочестии", увещевал всех православных крепко держаться законно восстановленной православной иерархии. Об этой грамоте существует отзыв как о "сочинении столь превосходном, что переносит во времена мужей апостольских". Ее содержание показывает, что новый владыка Киевский очень ясно представлял положение Православной Церкви в Польше, не надеялся на прочность полученной передышки и не ожидал для народа и для себя иного пути, кроме исповедничества и мученичества. Он советовал пастырям "возбуждать и приготовлять к святому мученичеству как самих себя, вспоминая слова Христовы - пастырь добрый душу свою полагает за овцы, так и сердца народа, чтобы с радостью переносили расхищение и разграбление своих имуществ и терпели бы, как за вины, притеснения от властей, а также и оковы наконец охотно, мученически принимали бы всякую смерть ради Господа". Слово "всякую" в той обстановке приобретало особую выразительность, ведь на долю некоторых выпадали самые мучительные виды смерти в пытках, достойных инквизиции.

Опасения митрополита Иова сбылись очень скоро. В 1622 году гетман запорожского войска Петр Сагайдачный умер, и преследования православных возобновились с такой силой, что ими возмущались даже ярые униаты, как, например, канцлер литовский Лев Сапега.

Протестуя против действий Полоцкого униатского епископа Иоасафа Кунцевича, митрополит Иов, как христианин и как дальновидный политик, дает яркую картину положения православных в те ужасные годы. "Поступки ваши проистекают более из тщеславия и частной ненависти, нежели из любви к ближнему, - пишет он Кунцевичу. - Говорите, что вольно вам неуниатов топить, рубить; нет, заповедь Господня всем мстителям сделала строгое запрещение, которое и вас касается. Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали как неверные... вы потеряли и тех, которые в Полоцке у вас в послушании были. Из овец сделали вы их козлищами, навели опасность государству, а может быть, и гибель всем вам, католикам. Вот плоды вашей хваленой унии, ибо если отечество потрясается, то не знаю, что в то время с вашей унией будет!"

"Отечество", т. е. Польша, потрясалось не раз. Если многие православные получали мученический венец, то было много и таких, которые не шли по пути, указанному митрополитом, а предпочитали другой, давно известный. Одно за другим поднимались гайдамацкие восстания, заливавшие Польшу кровью и усмиряемые поляками со зверской жестокостью.

В эту тяжелую годину, беспрестанно оплакивая страдания своей паствы, митрополит Иов с великим достоинством руководил Западнорусской Православной Церковью.

Отличаясь добродетельной жизнью, он так щедро подавал милостыню, что современники называли его "Иоанном Милостивым".

В то время, когда, по словам Сапеги, "глупый народ лучше хочет быть в турецком подданстве, чем терпеть такое притеснение своей веры", мудрый политик Иов мысленно обращался в другую сторону - к единоверной России. В 1625 году он обратился в Москву с просьбой о защите, но Русское государство еще не оправилось от потрясений Смутного времени и не смогло оказать нужной помощи.

Однако стремления митрополита Иова не могли не повлиять на умы его современников. Недаром впоследствии его родной Михайловский монастырь так поддерживал Богдана Хмельницкого в борьбе за объединение с Россией.

Много потрудился митрополит Иов и для улучшения внутреннего состояния своей митрополии. Был он, по словам святителя Димитрия Ростовского, "благочестив и премудр, в божественном Писании искусен". "Не должно гневаться на младших и низких степенью клириков, - писал он в "Советовании о благочестии", - если они архиереям и другим начальникам напоминают что-нибудь или от чего предостерегают".

Митрополит Иов был другом и наставником будущего митрополита Петра (Могилы, † 1646). При его содействии последний принял монашество и по его завещанию соединил лаврскую школу с Братской Богоявленской, положив таким образом начало знаменитой Киевской духовной академии.

Труды:

Диалог о православной вере. - 1606 г. Оправдание невинности (послание к Сигизмунду III). - 1621.

Окружная грамота от 15 декабря 1621 года или Советование о благочестии.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 11, с. 265-393.

Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. - СПб., 1882-1884. - Ч. 2. Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. - Киев, 1886. - Т. 1. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 492-495, 518, 520. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. - Киев, 1888, с. 59, 222, 224, 255. Рункевич С. Александро-Невская лавра. 1713- 1913 гг. - СПб., 1913.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 2, с. 1473,1477,1478.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. - М, 1807-1815, ч. 1, с. 60-61.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 302. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. - СПб., 1889, с. 116.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 4,14.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1403. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. - 2-е изд. - СПб., 1899. - Т. 2, с. 161,165.

Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. - 6-е изд. - Киев и СПб., 1881, с. 56, 239. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 631.

Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. - Киев, 1889, с. 42-54, 99. Скворцов И. М. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах. - Киев, 1854, с. 97. Исторический вестник. - СПб., 1884, июль, с. 178.

- 1900, март, с. 1234. Труды Киевской духовной академии. - 1869, сентябрь, с. 364. - 1870, июль, с. 113,126. - 1879, май, с. 184.

Журнал Московской Патриархии. - М., 1951, № 1, с. 45-46; № 3, с. 40. - 1954, № 4, с. 11; № 5, с. 32-35. Прибавления к "Церковным ведомостям". - СПб., 1897, № 1, с. 23.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 14.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 7, с. 221-225. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 1, с. 1106. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 13-а (кн. 26), с. 723.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 301.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia