Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Иоаким Корсунянин





Иоаким Корсунянин

- святитель, епископ Новгородский.

† 1030, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.

Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина дано ему или потому, что он был родом из Корсуни - греческого города на Таврическом полуострове - или потому, может быть, что до прибытия в Россию он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе.

По просьбе великого князя Владимира Константинопольский патриарх Николай прислал в Россию несколько епископов, в числе которых был и Иоаким. Он прибыл в Киев около 991 года и вскоре (в 992 году) отправился в Новгород. Год прибытия в Новгород у разных летописцев указан по-разному. Но судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митрополитом Леоном, который вступил на Киевскую митрополию в 991 году, можно считать 992 год временем прибытия Иоакима в Новгород.

Митрополит Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую.

Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев и апостольски нес свой великий труд. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что, несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие. Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснению людям их заблуждения. Большую осторожность употребил он в деле приведения новгородцев к христианству. Если гражданская власть по отношению к упорным язычникам употребляла строгость, а иногда и насилие, то епископ Иоаким действовал исключительно мерами кротости и благоразумия. Он сам лично и бывшие при нем священники ходили по торгам, улицам, учили людей сколько могли и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам.

Замечательным в облике святителя было то, что это был "муж образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием". Знание славянского языка очень много помогало ему. Проповедь архипастыря, исполненная силы и духа, имела благодатное действие. Сотни новгородцев приняли святое крещение и с радостью помогали святителю Иоакиму ниспровергать идолов.

Просветив христианством жителей Новгорода, святитель Иоаким для утверждения в вере новообращенных занялся сооружением для них храмов. Им построены храмы: Софийский (в 992 году), Иоакима и Анны и обитель Перынь (в 995 году).

В деле укрепления христианства святитель большое значение придавал просвещению. С помощью ученика своего Ефрема он основал в Новгороде первую школу, куда великий князь Ярослав Мудрый повелел собрать около 300 детей у лучших граждан города и у священно-церковнослужителей. В этой школе под руководством Ефрема стали обучать детей славянской грамоте, истинам святой веры христианской и греческому языку. Все это делалось святителем Иоакимом с целью упрочить христианство в умах и сердцах новообращенных, довести их до полного убеждения путем грамотности, а также приготовить достойных служителей алтаря.

Более 38 лет управлял новгородскою паствою святитель Иоаким, и за это время язычество пало не только во всей Новгородской области, но и в прилегающих областях.

Скончался святитель Иоаким в 1030 году и был погребен в созданной им церкви святых праведных Иоакима и Анны.

12 октября 1699 года при митрополите Новгородском Иове обретены его мощи, которые затем перенесены в Новгородский Софийский собор. Память его совершается местно 10 февраля и 4 октября.

Литература:

Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. - Новгород, 1891, т. 1, с. 9-18.

Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. - 3-е изд. - Новгород, 1902, с. 92. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. - М., 1862, с. 7, 8, 35. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1902-1904, т. 2-я половина тома, с. 242, 272, 277, 574, 710. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 1, с. 794.

Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. - 4-е изд. - СПб., 1901-1903, т. 1, с. 78.

Краснянский Г., священник. Месяцеслов (святых). Новгородские святые угодники Божий, открытые и под спудом почивающие... - Новгород, 1876, с. 39-41.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. - 3-е изд. - СПб., 1882, т. 1, с. 173-177.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. - СПб., 1862, с. 118, 119.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. - М., 1807-1815, ч. 1, с. 67.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - СПб., 1827, т. 1, с. 220-226. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 109,137,157, пр. 5, с. 157-158. Сенигов И. П. Историко критические исследования о новгородских летописях и о Российской истории В. Н. Татищева. - М., 1887. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 15,16. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 241. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 410,412,413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 33.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1406.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 17.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 179.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. - М., 1914, т. 1, с. 350. Новгородские летописи по изд. 1789, с. 272, 277, 574, 710.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891,1881, кн. 4. Журнал министерства народного просвещения. - СПб., 1883, № 10 (ст. Линиченко). Новгородский месяцеслов с краткими жизнеописаниями святых угодников. [Усинин А. А.]. - СПб., 1882, с. 39-41.

Исторический разговор о древностях Новгорода, с. 31-32.

Исторический вестник. - 1884, сентябрь, с. 685.

Журнал Московской Патриархии. - 1959, № 10, с. 8.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 6, с. 727, 728. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 1077. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 8, с. 174.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia