Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Ильин





Ильин, Владимир Николаевич

[16(29).08.1891-23.10.1974] - богослов, философ, музыковед. Уроженец с. Владовка Киевской губ. Окончил Киевский ун-т по физ.-матем., ист.-филол. и филос. ф-там; закончил Киевскую консерваторию по классу композиции. В 1918-1919 -приват-доц. Киевского ун-та. В 1919 эмигрировал сначала в Константинополь, затем переехал в Берлин, где в ун-те совершенствовался по богословию. Участник Религ.-филос. академии (1922-1940). В годы Второй мировой войны недолго жил в Германии. С 1949 проф. Рус. консерватории в Париже. Д-р богословия. Преподавал в Богословском ин-те и в ин-те Св. Дионисия в Париже. Активный деятель Рус. студенческого христ. движения. Умер в Париже. Автор ряда известных литургических и апологетических трудов. В них толкуется служба Святой Пасхи и всенощного бдения, приводится ряд естественно-науч. доводов в защиту христ. веры, разбирается символика Креста. Увлекался концепцией С.Булгакова. Осн. темой филос.-публицистического творч. И. была судьба России. Он искал ответ на вопрос, в чем причина зла в ее трагической истории. Это привело его в 1923 к сближению с развивавшимся в то время евразийским течением рус. эмигрантской мысли. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким, Г.В.Вернадским и др. он стал в 20-е гг. активным автором евразийских сб., периодических и непериодических изд. Там обосновывался самобытный, отличный от Зап. и Вост., путь развития России на фундаменте истинного православия и сближения со своими тюркскими ист. корнями. И. представлял и развивал гл. обр. религ. сторону этой концепции. Им предложена идея Номогенеза, устанавливающая взаимодействие духа и материи на основе закономерностей, предустановленных Божественной волей. Активно выступал против попыток ряда евразийских авторов сочетать религ. начало с апологетикой марксизма или идеями "общего дела" Н.Ф.Федорова. Известно также музыкальное и музыковедческое творч. И. Он оставил после себя 3 симфонии, пьесы, романсы и 2 оперы (на "Черную маску" Андреева и "Страшную месть" Гоголя).

Соч.: Евразийство и славянофильство // Евразийская хроника. Вып.4. Прага, 1923; К проблеме литургии в Православии и католицизме // Россия и латинство. Берлин, 1923; К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник. Кн.4. Берлин, 1925; Столб злобы богопротивной // Там же; Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925; Всенощное бдение. Париж, 1926; Запечатленный гроб. Пасха нетленная. Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Париж, 1926; Материализм и материя. Париж - Варшава, 1928; Атеизм и гибель культуры. Варшава, 1929; Загадка жизни и происхождение живых существ. Париж, 1929; Социальные цели и достоинство Евразийства // Евразия. Париж, 1929; Религиозное и философское мировоззрение Федорова Н.Ф. // Евразийский сборник. Кн.6. Прага, 1929; Шесть дней творения. Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930; Эйдократическое преображение науки // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн.7. Париж, 1931; Под знаком диалектики // Там же; Арфа Царя Давида в русской поэзии. Брюссель, 1960; Метафизические и нравственные устои русской литературы и их антитезы // Возрождение. 1962. № 129; Тай-новидение у Пушкина и Лермонтова // Там же. № 130; Оккультизм Тургенева // Там же. 1963. № 134; Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987; Эссе о русской культуре. СПб., 1997.

Г.Т.Койшибаев



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia