Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Иванов





Иванов, Андрей Иванович

- профессор исторической и портретной живописи. Род. 18 декабря 1772 г. в Москве, умер 12 июля 1848 г. в Петербурге от холеры. Сын неизвестных родителей, он был принят в Академию Художеств из Воспитательного дома в 1779 году и был учеником известного Угрюмова. Награжденный, при окончании курса, двумя серебряными медалями в 1795 и 1796 гг. и первою золотою за "Жертвоприношение Ноево" в 1797 г., он получил, вместе с аттестатом 1-й степени и званием художника 14-го класса, право на заграничное пенсионерство, но по обстоятельствам того времени не мог быть отправлен в чужие края и потому, оставшись в Петербурге и обзаведясь семьей, поступил преподавателем рисования в Академию (1798). В 1800 г. он признан "назначенным в академики", в 1802-академиком за исполнение программы " Адам и Ева по изгнании из рая" и зачислен в адъюнкт-профессоры, в 1806 г. назначен советником и профессором - за исполнение программы "Сражение русского воина Мстислава Удалого с печенегом Редедею" (1812, находится теперь в Эрмитаже); наконец в 1812 г. он был помещен на вакансию младшего профессора живописи. Сделавшись впоследствии старшим профессором, вышел в отставку в 1831 г.; он успел образовать немало хороших художников, в том числе известных К. Брюллова и Александра Иванова - своего старшего сына. Андрей Иванов всегда считался художником с дарованием, старательным, трудолюбивым и весьма полезным в качестве преподавателя, но обращал на себя внимание не столько своими произведениями, сколько академическою службою. Главными его работами были образа для церквей Михайловского замка ("Моление о чаше"), Конногвардейского полка (1803), больницы для бедных - половина иконостаса и запрестольный образ "Воскресение Христово" (1804), Казанской Божией Матери (10 местных образов 1804-12), Конюшенного ведомства (северные и южные двери в иконостасе с двумя образами над ними, 1823), русской миссии в Пекине (14 образов для иконостаса и плащаница, 1823), Измайловского полка (плащаница), Спаса Преображения (6 образов с изображениями 12-ти апостолов и 4-х московских святителей), 1-го Карабинерного полка (запрестольный образ "Снятие со Креста" и 4 местных) - все 1826-30 гг., а также для соборов: Александровского в Варшаве "Преображение Господне" и "Сошествие Св. Духа" (1835-36), Сионского в Тифлисе: "Пророк Моисей", (1836-37) и для церкви Академии Художеств ("Положение во гроб" и "Малая плащаница" 1837-38). Кроме того, им исполнены были: "Парящая Афина", альфреско на стене чугунной лестницы в Академии Художеств, эскиз "Благодарность Христу одного прокаженного из 10-ти исцеленных" и исторические картины "Смерть Генерала Кульнева" (1827) и "Петр Великий" (1837-1838), проект памятника императору Петру І в Полтаве (1845-46) и проч. Наконец в Московском Публичном и Румянцевском Музее есть еще историческая картина "Смерть Фивского вождя и друга Энаминондова Пелопида" и два портрета - художника и его жены в виде весталки, работы Андрея Иванова; в зале же заседаний Академического Совета сохраняется поколенный портрет его в натуральную величину, писанный И. С. Бугаевским-Благодарным на звание академика в 1824 г. - Чрезвычайно любопытные письма его к сыну, А. А. Иванову, заключающие ценные данные о их взаимных отношениях, напечатаны к "Русск. Худож. Арх.", за 1892 г.

"Сборник матер. для истории Имп. Ак. Худ.", Π. Η. Петрова, т. І и II и "Указатель" к нему, А. Е. Юндолова. "Журнал изящных искусств", В. И. Григоровича 1823, 36 и 424-426. "Отчеты Акад. Худ.": 1828-30, 1836-37, 1837-38, 1842-43 и 1845-46 гг. "Каталог карт. галереи Имп. Ак. Худ." А. И. Сомова, 1872, І, 163; А. П. Новицкий, "Худож. галерея Моск. Публ. и Румянц. Музея", 1889 г. 158.

Н. Собко.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia