Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Иаков Вечерков





Иаков Вечерков

(Иосиф Иванович) - архиепископ Нижегородский и Арзамасский.

Родился 4 апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии.

В 1814 году окончил Белгородскую духовную семинарию.

В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 году со степенью магистра.

22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской духовной семинарии.

В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ.

С 1822 года - ректор Орловской духовной семинарии.

С 20 августа 1823 года - ректор Екатеринославской духовной семинарии.

4 октября 1827 года назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

27 марта 1832 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и другими иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского.

С 13 января 1847 года - епископ Нижегородский и Арзамасский.

3 апреля 1849 года возведен в сан архиепископа; 19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 года скончался. Погребен в Александро-Невской лавре (в Феодоровской церкви).

Архиепископ Иаков - замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник.

С юных лет он очень любил природу. От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной.

В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей. Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника.

В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.

В борьбе с раскольниками он избрал свой метод, собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, и делал с них снимки с целью поразить ревнителей мнимой старины их же оружием. Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, ласково убеждал обитавших в них (скитах) старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвященный Иаков возвратил в лоно Православия 18 300 раскольников. Больших успехов добился он и в Нижегородской епархии.

Раскольники глубоко уважали святителя за его кротость и благочестие и не раз говорили ему: "Владыко святый! Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их". Митрополит Московский Филарет говорил: "добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил".

В деле обращения инородцев преосвященный Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев.

Преосвященный Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.

Много внимания уделял преосвященный образованию юношества. Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом особых забот и попечений архиепископа Иакова были воспитанники семинарии, как будущие пастыри и учители церкви Христовой. Святитель внушал им с особенным усердием изучать Священное Писание. "Помните, - говорил он юношам, - вы готовитесь быть светом миру, - миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей". Владыка желал, чтобы у воспитанников семинарии развивалась способность к проповедованию слова Божия.

Немало заботился преосвященный Иаков и о сооружении храмов. По его благословению в обеих епархиях построены сотни храмов и молитвенных домов. Под его непосредственным руководством была устроена трехпрестольная церковь в Саратове под кафедральным собором и такая же церковь - под Нижегородским кафедральным собором. Принимал активное участие в благоустройстве Нижегородского Печерского монастыря.

С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждавшимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки.

В личной жизни преосвященный Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал: "Пост есть хлеб души, вначале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладким и благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу, насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню".

Во время совершения Божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения. Он говорил, что "где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех, а не во спасение".

Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.

Усиленные труды надломили здоровье преосвященного Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти "по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы".

Когда по приезде в Петербург его болезнь усилилась, святитель укреплял себя частым причащением Тела и Крови Христовой. Не имея сил стоять на ногах, он молился на коленях или лежал ниц на ковре, вознося сердечные молитвы к Богу.

Перед самой кончиной святитель причастился Святых Тайн, соборовался елеем, со слезами просил у всех прощения. Обратив очи на висевшее перед ним Распятие и со словами: "Господи, помилуй", он испустил дух.

Труды:

По струнам сердца: слова и речи в 5-ти книгах. - СПб., 1903.

Слова и речи: в 4 ч. - М., 1853. Увещание к молоканам. - 1839. Статистическое описание Саратовской епархии. - 1839.

Исторический очерк Саратовского края. - 1848. О беглопоповской секте в Саратовской епархии. Исследование о месте Сарая, столицы Кипчаковской орды.

Состояние Православной Церкви в Кипчаковской орде.

Путевые заметки о г. Петровске // Записки Казанского университета за 1842-1843 гг. Церковная археология (в рукописи).

Литература:

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913, т. 1, с. 23-27, 213. Игорев А. Воспоминание о преосвященном Иакове.

Лебедев П. Воспоминание о преосвященном Иакове.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. - СПб., 1857, с. 246, 247. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1-3; 5-8). - Пг., 1917, т. 6, с. 364-379.

Воскресенский. Многоскорбный ученик преподобного Серафима, игумена Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф в схиме Серафим. - Вологда, 1914, с. 76.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 600, 607,1023. Архангелов С. А., протоиерей. Наше пастырство (памяти протоиерея Розанова Н. И.). - СПб., 1913, с. 10.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 гг. - СПб., 1907, с. 176-178.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1406,1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 274.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 58, 73.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 807.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 274. Жизнь преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского. - СПб., 1857. Макарий (Миролюбов), архимандрит. Преосвященный Иаков, архиепископ Нижегородский. - М., 1857.

Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. - Арзамас, 1911, с. 213, 243. Саратовские епархиальные ведомости. - 1872, №16.

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. // Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. - СПб., 1885- 1888, т.З, с. 239 и прим. 2; т.5, с. 195, п. 5 и прим. 3, с. 639-640; том. доп., с. 618, пр. 1.

Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. - М., 1956-1960, т. 3,1958, с. 16 (Ред.). Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. - СПб., 1912-1913, т. 2, с. 281. Путешествие по святым местам русским: в 2 ч. - М., 1846, ч. 2 (черты характера и быта), с. 78-79, 80-86, 88-94.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, май, с. 179-185; доп. 1, май, с. 818-823.

Саратовские губернские ведомости. - 1842, № 31 (О рукоприкладстве). Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1892, № 5, с. 180.

- 1901, № 21, с. 725-731.

- 1903, № 45, с. 1739-1741.

Православный собеседник. - Казань, 1858, февраль, с. 180.

- 1901, март, с. 24 (отчет).

- 1915, январь, с. 16.

Русский паломник. - 1889, № 27, с. 327.

- 1905, № 34, с. 526-527.

Церковный вестник. - 1904, № 6, с. 184. Христианское чтение. - СПб., 1872, июнь, с. 183-229. Русская старина. - 1879, т. 26, с. 443, 456.

- 1880, июль, с. 606-607, 688.

- 1881, апрель, с. 781.

- 1882, июнь, с. 29.

Исторический вестник. - 1884, октябрь, с. 28, 66, 67, 70; ноябрь, с. 301.

- 1885, февраль, с. 467; декабрь, с. 34.

- 1890, ноябрь, с. 492, 502.

Из бумаг митрополита Иннокентия // Русский архив. - 1889, кн. 2, с. 146.

Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. - 1898, кн. 1, с. 299-300.

Русский архив. - 1904, кн. 2, № 8, с. 606.

- 1910, кн. 2, № 8, с. 605-606.

Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 4, с. 69.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 6, с. 151-152. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 1010; т. 2.1634, 2004. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 8, с. 158-159.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia