Главная \ Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год. Отдел 1. Современное состояние г. Москвы и Московской губернии \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Моск. а р х и т е к т у р а . 12 Отд. Г. В XVI в. наряду с шатровыми продолжают В развитии московской архитектуры они сыгра ли известную роль, ибо им принадлежит построй существовать и купольные храмы с так наз. ка Благовещенского собора (1484—89 г.г.) и «закомарным» (по полукружиям) завершением стен. Уже в Рождественском соборе Саввиноцеркви Ризы Положения (1484—86 г.г.). Деятельность итальянцев, составившая це Сторожевского монастыря употреблен второй лую эпоху в истории русского искусства, оста ряд закомар; это развитие закомарното верха вила глубокий след. Не говоря уже о поднятии и &Определяет путь типовой эволюции куполь техники, о том, что итальянцы научили рус ных построек. От собора Новодевичьего мона ских хорошо и рационально строить, следует стыря через собор Рождественского монастыря отметать влияние принесенных к нам конструк (серед. XVI в.) мы подходим к старой церкви ций и многих декоративных мотивов. Архан Донского монастыря (1593 г.) без внутренних гельский собор, с расчленениями и убранством опорных столбов, которая определяет после стен итальянского palazzo, постоянно &вдохно дующее движение храмового строительства. влял русских зодчих. Самым важным нововве К середине XVn ст. мы обнаруживаем в хра дением итальянцев был карниз, отсутствовав мах известную измельченпость. Большая нерасший в древне-русской архитектуре, а с этих члененная плоскость перестает занимать ху пор ставший почти неизбежной принадлеж дожников; они с увлечением берутся за ее ностью каждой постройки. Собственно, в это разработку. Пилястры и полуколонны, рельеф время впервые были испробованы некоторые ные наличники, широкие орнаментальные приемы классической архитектуры Запада, с ее фризы шумно врываются в глади фасадов, поэтажным расчленением здания, и т. п. прежде таких простых и ясных, создавая вну тренне замкнутое движение и известное бес Нельзя, конечно, думать, что итальянским ишусством исчерпывается &Проблема иноземных покойство. Число пространственных планов влияний на русское и, в частности, московское увеличивается и тем самым усложняет и раз зодчество рассматриваемой эпохи и ближайшей нообразит зрительное восприятие. Все, только что обнаруженное, находится к ней. Здесь не следует, например, забывать немцев, от которых заимствованы были неко в некотором созвучии с европейскими художе ственными настроениями. В копце XVI в. ре торые черты. нессанс сменяется в Италии стилем барокко, Пользуясь уроками итальянцев, в XVI в московская архитектура начинает вырабаты который, подобпо пожару, охватывает всю вать «национальные» формы. Постепенно раз Европу. Сказанное о московской архитектуре вивается тип так наз. шатрового храма; архи середины XVn в. достаточно отвечает призна тектурные массы здесь реэвертываются в вер кам нового стиля и, таким образом, обнаружи тикальном направлении в виде цилиндров, вает появление его у нас, хотя бы не в полном несущих устремленные вверх конуса-шатры. об&еме, гораздо раньше, чем это обычно принято Конечно, ничего готического, кроме некоторой считать. Правда, наиболее существенный момент общности принципа движения и некоторых деталей, нет в этой архитектуре, которая в це архитектуры—пространство—-не имеет широты лом не имеет себе подобной в западно-европей и свободы, характерной для интересующего пас стиля; за то в смысле пластического выраже ском искусстве. Бесспорно, самым блестящим памятником ния все постройки времени царя Алексея этого круга является знаменитая церковь Воз Михайловича, а некоторые и еще более раннего периода, по существу своему барочны: декора несения в с. Коломенском, построенная в 1532 г Вслед за ней идут церкви в с.с. Беседах, тивность и живописность—их осповной пафос. В церквах Грузинской Божией Матери (1634 г.), Острове, Городпе и др. Николы в Столпах (1669 г.), Николы в Пыжах К шатровым же храмам относится и всемирно известный Василий Блаженный (1555—60 г.г.),(1670 г.), Николы в Хамовниках (1679 г.) и представляющий сложпую по плану постройку ми. др. закомары, в три возвышающихся один (с 9 -приделами), об&единенную центральной над другим ряда, теряют ©сякую конструктив башней с шатром. Строители его—Постник и ность, переходя на степень чисто фасалных Брама, обнаружившие замечательное архи украшений—кокошников. Самые главы, в боль тектоническое чутье, повидимому, хорошо были шинстве глухие, становятся исключительно де знакомы с -итальянскими памятниками, из ко коративным моментом. Остапкипская церковь торых заимствовали ряд приемов (напр., маши- (1683 г.) дает наивысшее проявление этой пер вой фазы московского барокко, с преобладание» кули, кладка сев.-зап. купола и пр.). Церковь же в с. Дьякове, относившаяся так называемых национальных форм. обычпо к 1529 г. и считавшаяся, вообще, пред Теже принципы можпо проследить па до вестником шатровых храмов, в действительно шедших до пагаего времени немногочисленных сти построена неизвестно когда и, быть может, гражданских сооружениях: Кремлевских тере явилась упрощенным изложением Василия Бла мах (1635—1636 г.г.), доме дьяка Аверкия женного Кирилова (1657 г.), доме дьяка У крайни евз