Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Елисеев





Елисеев, Григорий Захарович

[25.01(06.02).1821 - 18(30).01.1891] - публицист, выступавший по вопросам филос. и теории искусства. Род. в с. Спасское Томской губ. Сын сельского священника. Окончил Моск. Дух. академию (1844). Проф. (с 1849) Казанской Дух. академии. Увлекшись идеями Белинского и Герцена и не чувствуя в себе призвания к деятельности в религ. сфере, вышел в 1850 из дух. звания, в 1854 оставил академию и поступил на гос. службу в Сибири. В 1857 подал в отставку и уехал в Петербург, где нашел свое призвание в публицистике. Работал в ж. "Искра" и "Современник", тесно сотрудничал с Чернышевским и Добролюбовым, разделяя и пропагандируя многие их идеи. В начале 60-х вошел в организацию "Земля и Воля". С 1868 по 1881 - ред. и вед. сотрудник "Отечественных записок". После 1881 болезнь заставила Е. отойти от активной работы в журналистике. Е. полагал, что перед Россией стоит задача перехода к справедливому обществ. устройству, отвечающему интересам народа, в первую очередь - крестьянства. Смысл своей публицистики он видел в содействии выполнению этой задачи. Филос. вгляды Е. в целом можно охарактеризовать как позитивистские с элементами естественнонауч. материализма. Он участвовал в филос. дискуссии "Современника" с Юркевичем. Прежнюю метафизику, особенно религ. толка, Е. считал обветшавшей схоластикой. Для него и "спиритуализм", и материализм - филос. гипотезы, "равно недостаточные" (Современник. 1863. № 3. С.48). В теории познания защищал сенсуализм и эмпиризм, используя идеи Сеченова о рефлексах головного мозга, высказывал мысль о безграничных познавательных возможностях человечества, к-рым предстоит постепенно реализоваться (Современник. 1864. № 4. С.314-315). Популяризировал идеи о происхождении и развитии Вселенной в соответствии с законами естествознания. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Е. проводил мысль о том, что все в мире, включая об-во, развивается поступательно в результате борьбы противоположностей. Филос., по Е., д. б. ориентирована на науку, способствовать сведению воедино частных положительных знаний. Е. надеялся, что Россия сможет легко воспринять европ. достижения и стать передовым об-вом, опираясь на крестьянскую общину, поскольку в ней сохраняются социалистические устремления и навыки самоуправления. Для этого надо создать народу нормальные условия, освободив его, путем мирных реформ, от остатков крепостничества. Литература для Е. - важная составляющая ист. прогресса, а в нек-рые эпохи - наиважнейшая. Долг писателя и публициста - служить высшей обществ. пользе, а не "чистому" искусству. Е. критиковал Белинского за признание последним художественно ценными произведений, дающих "только бесцельное изображение действительности" (Современник. 1866. № 2. С.273). Согласно Е., в России журналистика - первостепенная, по своему образовательному влиянию, обл. литературы: "По журналу учатся мыслить, судить, даже действовать" (Там же. С.265). Такой литературе и посвятил себя Е.

Н. Ф.Рахманкулова

Соч.: Исторические очерки // Современник. 1860. № 11; Сочинения. М., 1894. T.I; Воспоминания // Шестидесятые годы. М.-Л., 1933; Письма Г.З.Елисеева к М.Е.Салтыкову-Щедрину. М., 1935.



Еще в энциклопедиях