Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Дзержинский





Дзержинский, Иван Иванович

(род. 9.IV.1909 в Тамбове, ум. 18.I.1978 в Ленинграде) - сов. композитор, муз.-общественный деятель. В детстве обучался игре на фп. в муз. школах Тамбова, Оренбурга. С 1925 по 1930 жил в Москве, где продолжал занятия в I Московском муз. техникуме (1925-29, кл. фп. Б. Яворского) и Муз. техникуме им. Гнесиных (1929-30, кл. композиции М. Гнесина). В 1930 переехал на постоянное жительство в Ленинград, где получил дальнейшее муз. образование, первоначально в классе композиции Центрального муз. техникума (1930-32, кл. Г. Попова, П. Рязанова), затем в консерватории (1932-33, кл. П. Рязанова; 1933-34, кл. Б. Асафьева). В те же годы (с 1930) работал в качестве пианиста-концертмейстера. С 1934 всецело посвятил себя творческой деятельности. В первые годы Великой Отечественной войны находился в Оренбурге, создав там несколько крупных военно-патриотических произведений. В 1944 возвратился в Ленинград. Наряду с творческой работой принимал активное участие в общественной деятельности. С 1936 по 1948 чл. правления Ленинградского Союза композиторов, в 1948 был избран чл. правления СК СССР. Преимущественная область творчества Д. - опера; основная сфера образно-тематического содержания - советская действительность. Непререкаемой творческой заслугой композитора было создание оперы "Тихий Дон" по мотивам I части одноим. романа М. Шолохова (1932-34), в которой наметились существенные черты реалистического стиля сов. муз.-драматического спектакля и "повеяло свежестью народной лирики и реализмом народных характеров" (Б. Асафьев). Опера "Тихий Дон", поставленная во многих странах мира, положила начало целому направлению в сов. оперном творчестве (дальнейшие оперы самого Д., "В бурю" Т. Хренникова, "Мать" В. Желобинского, "Броненосец "Потемкин"" О. Чишко, "Мятеж" Л. Ходжа-Эйнатова и др.). Характерными особенностями оперы являются современность сюжета, жизненная правдивость, искренность выражения эмоций, демократичность песенного в основе своей муз. языка, широкое использование песни как формообразующего начала, сценически благодарная драматургия, основанная на принципе контрастности. Отдельные страницы опер Д. в короткий срок становились популярными массовыми песнями (напр., заключ. хор из "Тихого Дона", казачья песня из "Поднятой целины"). Заслуги Д. отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1957), нар. арт. РСФСР (1977), награждением орденами Ленина (1939) и Трудового Красного Знамени (1969). В 1950 удостоен звания лауреата Гос. премии СССР. Соч.: оперы "Тихий Дон" (1935), "Поднятая целина" (1937), "Волочаевские дни" (соч. 1939), "Кровь народа" (1942), "Надежда Светлова" (1943), "Князь-озеро" (1947), "Гроза" по пьесе Островского (соч. 1940-1955, конц. исп. 1957), "Далеко от Москвы" (1954), "Судьба человека" (1961), "Григорий Мелехов", II ч. "Тихого Дона" (1967); муз. комедии "Зеленый цех" (1932), "В зимнюю ночь" по повести Пушкина "Метель" (1946); оратория "Ленинград" (1959), 3 оды "Петербургу-Петрограду-Ленинграду" для гол. с орк. (первонач. вариант оратории, 1953); симф. поэмы "Повесть о партизане" (1934), "Ермак" (1949); 3 концерта для фп. с орк. (1932, 1934, 1945), соч. для фп., в т. ч. "Весенняя сюита" (1931), "Поэма о Днепре" (1932), "Русские художники", сюита (1944), "Альбом юного музыканта" (1950) и др.; романсы, циклы песен, в т. ч. 6 романсов, сл. Симонова (1941), "Первая любовь", сл. Фатьянова (1943), "Последний вечер", сл. Тимофеева (1945), "Залетная птица", сл. Лифшица (1946), "Новое село", сл. Чуркина (1948), "Северный баян", сл. Прокофьева (1955) и др.; масс. песни (св. 30), в т. ч. "Идут коммунисты", "Чайки над Невой", "Побывал я в Бухаресте", "Морская слава", "Песня о лесорубах" и др.; музыка к спектаклям, к/ф и др.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia