Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Дебольский





Дебольский, Николай Григорьевич

[16(28)11.1842-26.02.1918] - философ, педагог. Род. в Петербурге в семье богослова. Окончил Горный ин-т и естеств. ф-т Петерб. ун-та. В 1868-1871 - воспитатель в военной гимназии. Затем преподавал педагогику в женской гимназии. Был преп. метафизики, логики и психол. в Петерб. Дух. академии (1880-1886). С 1880 служил в Мин-ве нар. просвещения. В 1896-1904 - вице-директор Департамента нар. просвещения. С 1903 - член Совета Мин-ва нар. просвещения. Один из учредители Филос. об-ва в Петербурге (1897). С 1903 почетный член Филос. об-ва. Анализируя филос. взгляды Д., В.В.Зеньковский отмечает их эволюцию от материализма и эмпиризма к кантовскому признанию формальных структур в ощущениях, невыводимых из самих ощущений, а связанных с единством сознающего субъекта; затем он оказался увлеченным Гегелем и пришел к несогласию с ним, к установлению Верховного Существа. Ограниченный, конечный разум, отличный от Бесконечного Разума, обладает лишь созерцательной, а не творческой силой. Филос., восходя к Первоначалу, не может дать нам знание о Первоначале, к-рое остается для нас непознаваемой сущностью, она может лишь обнаружить, что этот Бесконечный Разум (Первоначало) есть лишь "Верховное Разумное Существо" (Гегель превратил Бога в идею, между тем как он есть Существо). (См. подробнее о филос. взглядах Д. в кн. З. "ИРФ". Т.2. Ч.1. С.166-172.) Надо отметить, что Д. был знатоком филос. Гегеля, во многих вопросах (напр., эстетич.) разделял его взгляды. Д. предпринял перевод на рус. яз. 3 томов "Науки Логики" Гегеля. Н.ОЛосский выделяет несколько работ Д. и осн. их идеи, свидетельствующие о глубине осмысления Д. филос. проблем. В работе "О диалектическом методе" Д. проводит различие между формальным логич. методом, как изучающим понятия, и диалектич. методом, как оперирующим идеями. Все понятия, по Д., внутренне противоречивы. Противоречия разрешаются, "если допустить возможность бесконечного синтеза или анализа". Поднимаясь от понятия к идее, мыслитель вступает в сферу бесконечного. Осн. работа Д. - "Философия феноменального формализма". В ней он проводит различие между божественным абсолютным духом и ограниченным умом человека. Абсолютный дух, познающий форму и содержание бытия, познает объекты в себе. Ограниченный ум человека получает доступ только к формальной стороне абсолютного духа, познавая лишь явления. По своим эстетич. взглядам Д. был близок к Гегелю. Прекрасное он понимал как сверхчувственную реальность, выраженную в чувственном образе. Д. принадлежит также ряд соч. по педагогике. В работе "Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии" Д. говорит о догматизме, состоящем "в установлении в качестве аксиом нек-рых положений, признаваемых за самоочевидные истины", как о гл. помехе успешному развитию филос. "Безусловным освобождением мысли от всяких догматических пут" Д. считает "безусловный скептицизм, сомнение во всем, даже в собственном сомнении", источником к-рого "служит выставляемое за аксиому положение: познание как акт сознания может иметь своим предметом лишь состояние сознания" (Л. "ИРФ". С.165-166).

Соч.: Введение в учение о познании. СПб., 1870; О диалектическом методе. Ч.1. СПб., 1872; Философские основы нравственного воспитания. СПб., 1880; Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе. СПб., 1882; Лекции по метафизике. СПб., 1884; О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886; Философия феноменального формализма. Вып.1-2. СПб., 1892-1895; Понятие красоты // ЖМНП. 1898. № 8; Об эстетическом идеале // Вопросы философии и психологии. 1900. Ноябрь - декабрь; Логика Гегеля в ее историческом основании // ЖМНП. 1912. № 8; Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии // Там же. 1914. № 1-4; Трансцендентальный реализм Гартмана // Новые идеи в философии. Сб.13. Современные метафизики. СПб., 1914; О непосредственном знании. СПб., 1917.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia