Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Даниил Рязанец





Даниил Рязанец

- митрополит Московский и всея Руси.

Первое известие о нем относится к 1515 году, когда он братией Иосифо-Волоколамского монастыря был избран игуменом. Основанием для избрания послужило то, что Даниил представлял из себя образец деятельного инока, наделенного большими умственными и дипломатическими способностями, всесторонней начитанностью и образованием.

Вступив на пост игумена, он свято хранил заветы преподобного Иосифа, строго поддерживал устав, данный монастырю его основателем. При преподобном Иосифе в Волоколамском монастыре была составлена значительная богословская библиотека. Игумен Даниил продолжил труд приобретения книг и умножения их посредством переписки.

Он проявил себя в монастыре деятельным администратором и опытным хозяином.

В этот же период он начал заниматься и литературной деятельностью.

Кроме названных положительных качеств, игумен Даниил отличался значительным честолюбием и умением входить в доверие к нужным ему людям.

Волоколамский монастырь часто посещал великий князь Василий. Этими посещениями и воспользовался игумен Даниил для своего возвышения. Он сумел внешним поведением понравиться великому князю, который своей волей, без Собора епископов, 27 февраля 1522 года возвел игумена Даниила на Московскую митрополию.

В сане митрополита Даниил проявил излишнюю, доходящую до предосудительности угодливость великому князю.

В 1523 году он вместе с великим князем писал грамоту Северскому князю Василию Ивановичу Шемячичу, приглашая его в Москву и гарантируя ему полную безопасность. Однако, как только Шемячич приехал, он был схвачен и заключен под стражу. При этом митрополит Даниил, несмотря на свое обещание, не только не вступился за него, но и еще открыто одобрил поведение великого князя. Этим он сильно уронил свой нравственный авторитет в глазах русских людей.

В таком же дурном свете он зарекомендовал себя в 1525 году, когда вопреки евангельскому учению и всем церковным правилам он допустил развод великого князя и сам же затем вторично венчал его.

Такие поступки были вызваны честолюбивым желанием сохранить за собой высокий сан и опасением лишиться благоволения великого князя.

Отрицательную роль сыграл митрополит Даниил и в деле преследования Максима Грека. Вооружив против него великого князя, он добился заточения Максима Грека в монастырь.

Несмотря на враждебное отношение к нему общества, митрополит Даниил играл большую роль в церковных и государственных делах во время княжения великого князя Василия.

После смерти великого князя Василия митрополит Даниил еще некоторое время прочно держался на своем месте, но роль его в Боярской думе была уже пассивной. А когда царем стал Василий Иванович Шуйский, затем брат его Иван, партию которых в свое время не поддерживал преосвященный Даниил, он был насильственно "сведен" с митрополии 2 февраля 1539 года и сослан в Волоколамский монастырь, где 26 марта написал грамоту об отречении от митрополии и от святительства.

"Митрополит Даниил как нравственная личность, - писал профессор Е. Голубинский, - представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митрополит Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий".

Скончался митрополит Даниил 22 мая 1547 года в Волоколамском монастыре, где провел остаток своей жизни в полной безвестности. Погребен в малом приделе главной церкви.

Труды:

Сборник митрополита Даниила, состоящий из 16 догматических и поучительных слов // Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. - М., 1881.

Сборник с 14-ю посланиями Даниила к разным лицам. - Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI-го в. // Летопись занятий Археографической комиссии. - СПб., 1909, вып. 21, с. 36-38, 45-106,113-114 (№№ 2, 6-31, 33). Окружное послание // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. - СПб., 1862, вып. 4, с. 194-204. Отреченная грамота. Сборник актов, грамот и дарственных записей.

Литература:

Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. - М., 1881.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - СПб., 1818, ч. 1, с. 114-115. Беляев А. А. Исторические чтения о языке и словесности // Известия Академии наук по отделению русского языка и словесности. - СПб., 1856, т. 5, с. 194-209.

Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд. // А. Горский, К. Невоструев. - М., 1855-1917, отд. 2, т. 3, № 237, с. 147-164.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886, т. 6, с. 168-207.

Гинбов, священник. Даниил, митрополит Московский, как проповедник.

Жмакин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 27.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 287. Геронтий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. - СПб., 1903, с. 47,101.

Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. - 2-е изд. - Киев, 1891, с. 138-151.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 1, с. 1653, 1657, 1660-1662, 1705, пр. 1, 1707, 1725, пр. 1,1726; кн. 2, с. 2, 8, 31, 415, 440. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 5.

Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. - СПб., 1890- 1897, т. 2, № 845, с. 154. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 97. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 95, 439, 441, 467. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 583.

Русская проповедь в XI-XVI вв. // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1868, ч. 139, с. 137-138. Рязанские епархиальные ведомости. - 1874, №6. Исторический вестник. - 1881, апрель, с. 775.

- 1882, февраль, с. 471-474.

- 1884, август, с. 664.

- 1887, май, с. 259.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. - М., 1914, т. 1, с. 240.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и К. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 4, с. 922-928.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 706-707. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 6, с. 84-93. Христианское чтение. - СПб., 1872, октябрь, с. 181.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 139-140.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia