Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Дамаев





Дамаев, Василий Петрович

[7(19).4.1878, станица Отрадная, ныне Краснодар. края - 11.10. 1932, Москва] - арт. оперы (лирико-драм. тенор) и камерный певец. Род. в крестьянской семье, был пастухом. В детстве сам научился играть на скрипке, пел в церковном хоре. В 16 лет организовал любительский духовный хор в Отрадной (впоследствии этот хор выступал в Майкопе и Армавире). С 1895 жил в Майкопе, откуда, при поддержке страстного любителя пения и т-ра И. Гара, уехал в Москву. Здесь с 1903 брал уроки пения у А. Успенского и пел в церковном хоре. В 1904-05 учился в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. М. Медведева), позднее продолжал заниматься пением у А. Успенского. В 1906 был принят в моск. труппу Оперы С. Зимина, где свои первые оперные партии готовил под рук. режиссера П. Оленина и дирижера Э. Купера. 31 авг. 1908 дебютировал в партии Самозванца на сцене этого т-ра, где выступал до 1920. В 1921-22 пел в опере "Наш театр", в 1922-24 - в т-ре "Аквариум" (с 1926 возглавлял труппу этого т-ра) и в "Свободной опере Зимина". В 1928-30 худож. рук. и солист передвижной Моск. обл. оперы, с к-рой гастролировал в Барнауле, Архангельске, Рязани и Туле. В 1909, 1911 и 1913 по приглашению С. Дягилева (называющего певца "русским Таманьо") выступал в партиях Самозванца, Андрея Хованского и Михайло Тучи в "Рус. сезонах" в Париже и Лондоне. В 1913 гастролировал также в Монте-Карло. Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной муз. памятью. В период сцен. деят-ти в Опере С. Зимина эпизодически занимался вокалом с Ф. Канцель. Однако эти занятия неблагоприятно отразились на качестве его голоса (потеря голосовой мощи и появление излишней форсировки звука). Не владея профессиональным актер. мастерством, покорял слушателей искренностью и эмоциональностью исп. Репертуар певца включал св. 50 партий (особенно ему удавались рус. нар. образы).

1-й исп. партий: в Москве - Рувима ("Руфь"), Педро ("Долина"), Ореста ("Орестея"); на рус. сцене - Джонсона ("Девушка с Запада"), Вальтера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Париже и Лондоне - Михайло Тучи ("Псковитянка", 3-я ред., 13 мая 1909, т-р Шатле, п/у Н. Черепнина; 25 июня 1913, т-р "Друри-Лейн", п/у Э. Купера). Лучшие партии: Торопка, Андрей Морозов, Садко, Михайло Туча, Левко ("Майская ночь"), Хозе ("Кармен"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Рауль Радамес, Канио, Каварадосси. Др. партии: Собинин, Ахиор, Самозванец, Гвидон ("Золотой петушок"), Орест ("Орестея"), Герман; Рудольф ("Богема"), Самсон. Партнеры: П. Андреев, М. Бриан, М. Гай, А. Добровольская, С. Друзякина, В. Люце, В. Петрова-Званцева. Н. Сперанский, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, И. Палицына, Е. Плотникова, Ю. Славинского.

В 1906 состоялся первый концерт певца, в к-ром он исп. рус. романсы и нар. песни. Часто концертировал в городах России - Орле, Рязани Ярославле, Смоленске, Харькове, Тамбове, Саратове. Весной 1910 вместе с С. Кусевицким и А. Скрябиным совершил конц. поездку по Волге. Ежегодно устраивал концерты в Большом т-ре (Москва), готовил концерты старинной рус. песни (в зале Дворянского собрания), в 1908-09 гастролировал с концертами в Сочи. В камерном репертуаре преобладали романсы рус. композиторов и нар. песни. После 1917 неоднократно выступал перед рабочими и красноармейцами.

Талант певца высоко ценили Н. Кашкин, А. Нежданова (назвавшая арт. "блестящим русским певцом"), С. Рахманинов, Ю. Сахновский, Шаляпин.

1931-32 работал в ГЦТМ.

Записывался на грампластинки (ок. 40 произв.) в Москве ("Бека", 1905; "Граммофон", 1910-14; "Пате", 1911).

На родине певца организован посвященный ему нар. музей.

Соч.: Как я сделался артистом // Театр. 1911. № 979. С. 6-7.

Лит.: Приходько Г. Василий Петрович Дамаев. (К 80-летию со дня рождения певца) // Кубань (Краснодар). 1960. № 4. С. 50-51; Левик С. Ю. Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962. С. 347; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. - М., 1964. С. 46-48, 51, 55; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898- 1918. - М., 1971. С. 297, 324, 460; Худолей Л. Чудо-богатыри // Театр. жизнь. 1971. № 2. С. 31; Марков В. В опере С. И. Зимина // Музыкальное наследство. - М., 1976. Т. IV. С. 160-164; Боровский В. Московская опера С. Зимина. - М., 1977. С. 120-121; Белкин А. М. Русский самородок: Жизнь и творчество русского оперного певца В. П. Дамаева. - Краснодар. 1980; Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980. С. 78; Марков П. А. Книга воспоминаний. - М., 1983. С. 339. 340, 502, 534, 535; Бардадым В. П. Театральный листок: Этюды театральной жизни. - Краснодар. 1984. С. 44 51.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia