Статистика - Статей: 909699, Изданий: 1065

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Грацианский





Грацианский, Алексей Николаевич

(20.3.1905-20.1.1987). Летчик-испытатель 1-го класса (1945). Родился 20 марта 1905 года в Киеве. В 1917-1919 жил в городе Бердичев Житомирской области. Детство и юность провел в Киеве. В 1919-1921 работал учеником слесаря на заводе "Ремвоздух-6", на котором ремонтировались авиационные моторы. С лета 1921 - студент Киевского политехнического института. Занимался в планерном кружке при институте, участвовал во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Проходил практику на заводах "Дукс" (Москва) и "Красный летчик" (Ленинград). С января 1925 проходил практику в КБ К. А. Калинина, где принимал активное участие в проектировании самолета К-1. Весной 1928 защитил дипломный проект по специальности инженера-механика по самолетостроению и без отрыва от производства окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ. Работал в КБ К. А. Калинина в Харькове инженером-аэродинамиком, принимал участие в проектировании самолетов К-2, К-4, К-5, К-7, был ведущим конструктором самолета К-3. В 1931 спроектировал и построил на Харьковском авиазаводе двухместный учебно-тренировочный самолет "Омега". На всесоюзном конкурсе этому проекту была присуждена первая премия. С 1928 одновременно с конструкторской работой занимается летно-испытательной работой в КБ К. А. Калинина. Участвовал в испытаниях самолетов К-4, К-5, К-6, К-9, К-10. Осенью 1931 на самолете К-5 выполнил перелет Харьков - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Красноводск - Ашхабад - Самарканд - Ташкент - Оренбург - Самара - Пенза - Харьков, в 1932 - перелет по маршруту Харьков - Киев - Житомир - Винница - Одесса - Николаев - Херсон - Запорожье - Макеевка - Краматорск - Харьков. С января 1934 - на преподавательской работе в Московском авиационном институте, где читал курс лекций по конструкции и проектированию самолетов. С ноября 1934 - летчик Полярной авиации. В 1935 окончил Серпуховскую школу слепых полетов. Летом 1937 провел испытания купленной в США амфибии S-43, на которой осенью 1937 участвовал в поисках пропавшего экипажа С. А. Леваневского. С 1940 - летчик-испытатель авиазавода № 22 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, провел испытания бомбардировщика Ар-2. В сентябре 1941 - феврале 1943 - летчик военно-транспортной авиации, на самолете Ли-2 занимался доставкой грузов на фронт, в блокадный Ленинград. В 1943-1952 - летчик-испытатель авиазавода № 23 (Фили); испытывал серийные бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-12. С февраля 1952 по январь 1955 - летчик-испытатель Летно-исследовательского института (г. Жуковский). Участвовал в испытательных полетах на тяжелых самолетах. Принимал участие в испытаниях экспериментального самолета ШР конструкции ОКБ В. М. Мясищева. 20 января 1953 года совместно с Ф. Ф. Опадчим выполнил первый полет на стратегическом бомбардировщике М-4 и участвовал в его испытаниях. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Николаевичу Грацианскому присвоено 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники. За время летной работы освоил 49 типов самолетов. В 1955-1958 работал инспектором Отдела летной службы МАП, преподавал в МАИ. В 1958-1968 - заместитель Генерального конструктора - начальник летно-испытательного комплекса ОКБ О. К. Антонова. С 1968 работал в отделе технической информации ОКБ О. К. Антонова. Кандидат географических наук. Был членом Главной редакционной коллегии информационных изданий ВИНИТИ. Жил в Киеве. Умер 20 января 1987 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище. Награжден 3 орденами Ленина, медалями.



Еще в энциклопедиях