Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Глазунов





Глазунов, Александр Константинович

род. 29 июля (10 авг.) 1865 в Петербурге, ум. 21 марта 1936 в Париже. Нар. арт. Республики (1922). В 1883 окончил 2-е реальное училище в Петербурге. В 1883 учился в Петерб. ун-те на историко-филологич. ф-те. Брал уроки ф-п. в 1875-1877 у Н. Холодковой, в 1877-1879 у Н. Н. Еленковского, гармонии и контрапункта в 1879-1881 у Н. А. Римского-Корсакова. С 1899 преподаватель (проф. 2-й степени) конс. по кл. чтения партитур и теоретич. предметам, с 1900-по кл. инструментовки. С 1909 проф. 1-й степени, с 1912 засл. проф. В 1905-1929 директор Петерб. - Петрогр. - Ленингр. конс. Доктор музыки Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). С 1888 дирижер. С 1904 член Беляевского совета. В 1903-1930 член Драмсоюза. С 1917 член Союза оркестрантов. С 1919 член правления Петрогр. - Ленингр. обл. профсоюза Рабис. С 1922 почетный пред. худож. совета конс. В 1928 пред. Российского и член Всемирного жюри Шубертовского конкурса. В 1928 выехал за границу.

Соч.: балеты - Раймонда (Петербург, 1898), Барышня-служанка, или Испытание Дамиса (Ruses d'amour, Петербург, 1900), Времена года (Петербург, 1900); для солистов, хора и орк. - Коронационная кантата (сл. В. Крылова, 1896, Москва), Торжественная кантата в память 100-летия со дня рождения А. Пушкина (1899, Петербург), Ариозо из коллективной кантаты памяти М. Антокольского (1902, Петербург), Прелюдия-кантата к 50-летию Петербургской консерватории, сл. Н. Соколова (1912, Петербург); для хора и симф. орк. - Торжественный марш в честь Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго по случаю 400-летия со времени открытия Колумбом Америки (1893, Петербург, Чикаго), Здравица (сл. В. Жуковского, 1903), Эй, ухнем, песня бурлаков (сл. народные, 1905, Петербург), Избранникам русского народа (сл. Н. Соколова, 1906); для орк. - 9 симфоний: I (1882), II (1886), III (1890), IV (1894), V (1895), VI (1897), VII (1903), VIII (1906), IX (1909, неоконч., инструментовка Г. Я. Юдина, Музгиз, 1952), сюиты: 1884, 1884-Характеристическая, Шопениана, Памяти Шопена (1893), Балетная (1894), из балета "Раймонда" (1898), Из средних веков (1903), Petite suite de Ballet (1910), серенады: I (1884), II (1884), увертюры: 1-я на 3 греческие темы (1883), 2-я на греческие темы (1883), Торжественная (1900), Драматическая Песнь судьбы (1908), поэмы. Стенька Разин (1885), Лирическая (1888), Эпическая (1935), фантазии: Лес (1887), Море (1890), От мрака к свету (1895), Финская (1910), картины: Кремль (1891), Весна (1892), Карельская легенда (1918), прелюдии: Памяти В. Стасова (1906), Памяти Н. Римского-Корсакова (1909), Пролог Памяти Гоголя (1909), Парафразы на гимны союзных держав (1915), Andante sostenuto (1884), элегия Памяти героя (1885), 2 пьесы, посв. Ц. Кюи (1886, 1887), Мазурка (1888), Славянский праздник, финал 3-го квартета (1888), Свадебное шествие (1889), Марш дьяволов (1889), Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 году (1893), Карнавал (1893), Торжественное шествие (1894), Характерный танец в славяно-венгерском стиле (1900), Романтическое интермеццо (1900), Марш на русскую тему (1902), Баллада (1903), Cortège sollennel (1907), Торжественное шествие на русскую песню "Слава" (1901), Восточная пляска (1912), Концертный вальс (1893), 2-й концертный вальс (1894), Valse lente (1905); для ф-п. с симф. орк. - 2 концерта (1912, 1918); для скр. с симф. орк. - концерт (1905), Оберек-мазурка (1918); для влч. с симф. орк. - Концерт-баллада (1933), Мелодия и Испанская серенада (1888), Песня менестреля (1902); для саксофона и симф. орк. - концерт (1934); для голоса и симф. орк. - перелож. собств. романсов: Что смолкнул веселия глас (сл. А. Пушкина, 1888), В крови горит огонь желанья (сл. А. Пушкина, 1890), 2 романса (сл. Петрарки, пер. А. Коринфского, 1928-1929); для струн. орк. - Вариации (1918); для орк. рус. нар. инстр. - Русская фантазия (1906); для валторны и струн. квинтета - Серенада (1884, перелож. для орк. 1887); для кларнета и струн. квартета - Rêverie orientale (1886); для валторны и струн. квартета - Идиллия (1884, перелож. для орк. 1886); для скр., альта, влч. и контрабаса - Тема с вариациями (1913); для 2 скр., альта и 2 влч. - квинтет (1891-1892); для струн. квартета - квартет (юношеский, 1879), 7 квартетов: I (1882), II (1884), III (1891), IV (1901). V (1900), VI (1927), VII (1930), сюита (1892), 5 пьес (Музгиз, 1951), Фуга (1881), 5 новеллетт (1886), Элегия памяти М. Беляева (1928), Прелюдия и фуга (1898) и др.; для 4 саксофонов - квартет (1913); для трубы, валторны и 2 тромбонов - пьесы (1892); для дух. и ударных инстр. - фанфары (совм. с Ц. Кюи, 1891); для 2 ф-п. - Фантазия (1920), Фантазия, сюита (1929-1930); для ф-п. в 4 руки - Венгерский танец № 4 (1880), Марш для встречи Н. Абрамычева (1900), Шествие в честь Н. Римского-Корсакова (1907); для ф-п. - 2 сонаты (1902), Сюита на тему "Саша" (1882-1883), Тема с вариациями (1900), Прелюдия и фуга (1899), 4 прелюдии и фуги (1918-1923), 2 поэмы-импровизации (1917-1918), Прелюдия и 2 мазурки (1888), Баркарола и новеллета (1889), Вальс на тему 3-а бе-ла (1890), 3 этюда (1889-1891), Маленький вальс (1892), Большой концертный вальс (1893), Салонный вальс (1893), 3 миниатюры (1893), 3 пьесы (1894), Баркарола (1894), 2 экспромта (1895), Гальярда и мазурка (1900); для органа - Прелюдия и фуга (1906), 2-я прелюдия и фуга (1914), Прелюд и фуга (1926, 2 ред. 1929), Фантазия (1935); для скр. с ф-п. - 3 венгерских танца (1878-1879), Méditation (1891), Мазурка-оберек (1917); для альта с ф-п. - Элегия (1893); для влч. с ф-п. - Арабская мелодия (1891), Элегия памяти Франца Листа (1897); для трубы с ф-п. - Листок из альбома (изд. 1950); для валторны с ф-п. - Мечты (1890); для тромбона с ф-п. - Элегия памяти Франца Листа (1886); для голоса, жене к. хора и 2 ф-п. в 8 рук - Торжественная кантата к 100-летию Павловского института (сл. К. Случевского, 1898); хоры без сопр. - Гимн Пушкину (для женск. хора, сл. Обольяниновой и Шибинской, 1899), Любовь (для смеш. хора, сл. В. Жуковского, 1907), Слава великому славянину (сл. И. Спиридонова, посв. М. Скобелеву, 1914), Вниз по матушке, по Волге (сл. народные, обр. 1921); для 2 голосов с ф-п. - Эх ты, песня (сл. П. Северского, 1900); романсы (более 20) - Румяной зарею покрылся восток (сл. А. Пушкина, 1878-1879), Оделась туманом Гренада, Не пой, красавица (сл. А. Пушкина, 1880), черкесская песня Много дев у нас (сл. М. Лермонтова, 1880), Сон (сл. Н. Добролюбова, 1881), Душно без счастья и воли (сл. Г. Гейне, пер. Н. Некрасова, 1881), Лишь только ночь (сл. М. Лермонтова, 1881), К груди твоей белоснежной (сл. Г. Гейне пер. Н. Добролюбова), Пленившись розой, соловей (сл. А. Кольцова), Когда гляжу тебе в глаза (сл. Г. Гейне, пер. М. Михайлова), испанская песня Сгони ты, о милая, песнью своею (сл. народные), арабская мелодия Я не в силах сносить (сл. народные, 1882), Ночной зефир (сл. А. Пушкина, 1882), Слышу ли голос твой (сл. М. Лермонтова, 1882), Песни мои ядовиты (сл. Г. Гейне, пер. Н. Добролюбова, 1882), Не пленяйся бранной славой (сл. А. Пушкина, из Гафиза, 1888), Вакхическая песнь (Что смолкнул веселия глас), Восточный романс (В крови горит огонь желанья) сл. А. Пушкина, 1888, Красавица (сл. А. Пушкина, 1891), Муза, Делия (сл. А. Пушкина), 2 романса (сл. Петрарки, пер. А. Коринфского), Все серебряное небо (сл. А. Майкова), Если хочешь любить (сл. А. Коринфского, 1898), Застольная песня, Желание, Нереида, Сновидение, Близ мест, где царствует Венеция златая (сл. А. Пушкина), Жизнь еще передо мною (сл. А. Майкова, 1898), Не велят Маше на реченьку ходить (сл. народные, 1905), 2 сонета В. Шекспира (пер. А. Кремлева, 1916), Романс Нины из музыки к драме "Маскарад" М. Лермонтова (1916) и др.; музыка к спектаклям - Пляска Саломеи к драме "Саломея" О. Уайльда (1909, Петербург), Царь Иудейский (драма К. Р., 1913, Петербург); редакции и обр. - 2 части симфонии № 3 А. Бородина (1887), опера А. Бородина "Князь Игорь" (совм. с Н. А. Римским-Корсаковым, 1887), Сюита из оперы "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (совм. с М. О. Штейнбергом, 1910); перелож. соч. А. Аренского, М. Балакирева, М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, Г. Лароша, Ф. Листа, А. Лядова, М. Мусоргского, Д. Палестрины, Г. Перселла, Д. Поппера, Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана; редакции - соч. М. Глинки, И. Штрауса; записи - народные песни: рус., арм., евр., испанские, польские, тат., шведские, эст. и др.

Лит. соч.: Франц Шуберт как творец, художник и великий двигатель искусства. Очерк. Л., 1928; Заметка о редакции "Князя Игоря" Бородина. "РМГ", 1896, № 2; Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. "Речь", 1908, № 145, также "Муз. труженик", 1909, № 10-11; "Орестея" С. И. Танеева (к 35-летию написания "Орестеи"). "РМГ", 1915, № 44, также "Бирж. ведомости", 1915, № 15158; Мое знакомство с Чайковским, в сб.: Чайковский. Воспоминания и письма. П., 1924 и др.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia