Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Герасим





Герасим, Князев

- архимандрит, бывший настоятель Московского Симонова монастыря, происходил из купцов и "словесным наукам не обучался". С 1791 г. он был игуменом Николаевского Моденского монастыря Новгородской епархии, а 19 мая 1795 г. был переведен в Тихвин Богородицкий монастырь с возведением в сан архимандрита. В 1805 г. Герасиму и будущим по нем архимандритам были присвоены все отличия при священнослужении, какие присвоены Кирилло-Белоозерскому архимандриту. В 1806 г. ему было дано право носить на скрижалях мантии икону Благовещения и Тихвинскую икону Богоматери и совершать богослужение во всем подобно архимандриту Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 15 февраля 1810 г. Герасим был переведен в Московский Симонов монастырь с сохранением всех прежде полученных им преимуществ. Во время нашествия на Москву французов Герасим проявил особую распорядительность в деле спасения не только церковного имущества Симонова монастыря, но и сокровищ других монастырей и Успенского собора, отправленных им в Вологду. В 1813 г. он был награжден орденом Владимира 3-й ст., в 1816 г. тем же орденом 2-й степени. В 1821 г. он был уволен на покой и умер 6 июня 1829 г., на 78-м году. Он был погребен в Симонове монастыре, за алтарем Успенского собора. Герасим пользовался в Москве популярностью среди купечества. Он держался строго охранительного направления и сплачивал около себя всех противников сомнительных, с православной точки зрения, новшеств. "Добренькие сыны Греко-Российской Церкви", по словам Герасима, в смущении духа приносили к нему "новопечатные книжки", и плакали и горевали", говоря: "смотрите, батюшка, что ныне печатают". В число этих книг попали не только мистические книги вроде "Таинства Креста", но и "Мученики" Шатобриана. Печалясь о том, что враги Церкви "из сих овечек стада Христова утаскивают к себе", Герасим обличал еретиков и вольнодумцев в донесениях, которые он подавал высшим властям, митрополитам Амвросию и Серафиму, а через Юрьевского архимандрита Фотия и самому "великому слуге Божию" графу Аракчееву. Герасим пользовался особым расположением Фотия. "Возлюбленный о Господе брате, рабе верный Христов и сподвижник, отче преподобный Герасим, - писал Фотий Герасиму после падения министра духовных дел кн. А. Н. Голицына, - знаю, что ты, яко Савва Освященный, ревновал, ревнуешь за Св. Церковь и за Св. Веру; сладко мне слышать твои слова и подвиги; порадуйся, старче преподобный! министр наш один Господь Иисус Христос во славу Бога Отца". Люди противоположных взглядов не стеснялись в своих отзывах о Герасиме и его "овечках". Известный Невзоров "добреньких овечек" Герасима называл "богатыми торгашами, во время войны нажившими от крови и слез миллионы", а его самого причислял к духовным лицам, которые "любят быть на свадьбе в Кане и попировать в Вифании, а от Голгофы прочь".

Строев, "Списки Иерархов", 64, 102; "Тихвинские монастыри", СПб., 1854 г., 20-21; "Краткое описание Моск. Ставропиг. общежит. Симонова монастыря" (Тромонина), 29; Евстафий, Архим., "Моск. Муж. Ставропиг. Симонов монастырь", 21; Котович, "Духовная Цензура в России", 97-100, 758-768; "Русск. Арх.", 1868 г., 946-947.

В. Шереметевский.

Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896-1918.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia