Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Георгий Конисский





Георгий Конисский

(Григорий Осипович) - святитель, архиепископ Могилевский.

† 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых.

Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии.

Окончил Киевскую духовную академию.

В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.

В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1747 года - профессор богословия и философии, префект академии.

С 1 августа 1751 года - архимандрит Киевского Братского монастыря.

С 30 августа 1752 года - ректор академии.

20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.

В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Екатерины П.

С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.

В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника.

22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.

Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева.

Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова), "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников".

Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог", - говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников - "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат".

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.

Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию.

Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от притеснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.

В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.

Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.

Когда Могилевская епархия отошла к России, то, по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной И, был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112 тысяч 578 униатов.

Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год рукоположен епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.

Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников.

В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".

Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж, в защиту Православия, и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался".

Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, написал также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком она должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись:

Колыбель Нежин, Киев мой учитель,

Я в тридцать восемь лет сделался святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками.

А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и Членом стал Синоду,

Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню подобен бывал почтовому.

Сего тут падла* (падаль) закрыл грешны кости

Год седьмисотый пятый девяностый.

Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к Православию, к правде, мужеству и верности долгу.

Труды:

О должностях пресвитеров приходских. Руководство приходскому духовенству. - 1776. Исторические известия о епархии Могилевской. - 1775.

Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1847, № 8. Слова и речи. - Могилев на Днепре, 1892. Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. - 1767.

О воскресении мертвых. Трагедия. Интермедии // Древняя и новая Россия. - СПб., 1878, ч. 3.

Литература:

Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793-1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794-1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. - СПб., 1893, с. 8-392.

Пятницкий И. К. Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. - Могилев-на-Днепре, 1908. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 5, с. 829-830, 1079, 1080, 1123, 1372, 1373, 1395; кн. 6, с. 53,142, 418, 343, 490, 514, 515, 528. Ливотов Е. В. Георгий Конисский, архиепископ Белорусский // Русское обзорение. - 1895, № 3, 4,5.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Киевской Духовной Академии. - Киев, 1843, с. 143-148.

Колосов Н. А. Георгий Конисский (по поводу столетия со дня его кончины). - М., 1895. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. - 4-е изд. - СПб., 1901- 1903, т. 3, с. 215-232.

Соловьев С. М. История падения Польши. - М., 1863, с. 32, 33, 35, 82.

Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. - Киев, 1903, с. 142, 203.

Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем - Академией. - Киев, 1856, т. 2, с. 118, 126.

Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. - Тула, 1910, с. 107-121.

Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. - 2-е изд. - Киев, 1891, с. 513-531.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 301, 570.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 90. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 299.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 11, 493.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891, 1883, с. 13.

Пушкин А. С. Сочинения. Редакция, вступительная статья и примечание Г. О. Морозова. - Пг., 1915, т. 5, с. 287-291 (Рецензия на соч. Георгия).

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 90. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 724, 733, 757.

Сборник Историческо-филологического общества при Институте князя Безбородко в Нежине: в 9 т. - 1896-1914, т. 1, с. 41-77; 113-127. Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1860-1917, 1871, 1, 2, №№ 25, 26, 27, с. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского). Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 39, 40. Труды Киевской духовной академии. - 1868, июль, с. 109-146.

- 1870, август, с. 450-464; сентябрь, с. 359-538.

- 1873, март, с. 164.

- 1893,1, с. 133-143.

- 1894, 1, с. 127-143.

Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1894, № 32, с. 1109.

- 1895, № 6, с. 213-217; № 45, с. 1628-1629.

Христианское чтение. - СПб., 1873, январь, с. 1-46; 309-339.

Странник. - СПб., 1868, № 3, (статья Григоровича).

Могилевские епархиальные ведомости. - 1892 (новейшее наиболее полное собрание проповедей Георгия Конисского). Русский паломник. - 1895, № 6, с. 86-88; № 7, с. 102-105.

Православный собеседник. - Казань, 1909, с. 438; июль-август, с. 210. Исторический вестник. - 1885, т. 21, с. 448.

- 1890, март, с. 705.

- 1906, август, с. 617.

- 1908, март, с. 779.

Русская старина. - 1871, август, с. 99-100, 114-116,120,129,191-192.

- 1877, т. 19, с. 130.

- 1880, январь, с. 125.

Из записок фельдмаршала князя Паскевича // Русский архив. - 1889, кн. 1, с. 407. Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. - 1893, кн. 1, с. 225-226.

Русский архив. - 1895, кн. 1, № 3, обложка; кн. 2, № 6, с. 158; кн. 2, № 7, с. 400.

- 1903, кн. 3, № 10, с. 258.

- 1910, кн. 2, № 8, с. 355-357.

Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 1, с. 44. - 1946, № 2, с. 20-29.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, т. 11, с. 409-502, 504, 505. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 4, с. 228. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 631-632; т. 2, с. 1582.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907, т. 15-а, с. 954. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 4, с. 432-437.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia